Наука борьбы с болью 1 год назад

Хроническая боль влияет на эмоции человека, изменяя химию мозга

Хроническая боль вызывает изменения в характере человека, которые могут стать постоянными.

Фото Road Trip with Raj/Unsplash.

Выясняется, что хроническая боль вызывает изменения в химии мозга, которыми можно объяснить перепады настроения у пациентов, страдающих от постоянных болевых ощущений.

Австралийские учёные обнаружили связь хронической боли с уровнем двух важных нейромедиаторов в мозге. Эти вещества обеспечивают проведение сигналов между нейронами. Изменением их концентрации можно объяснить, почему людям с хронической болью бывает трудно регулировать негативные эмоции.

Неудивительно, что у многих людей, страдающий от хронической боли, со временем появляются симптомы тревожности и депрессии. Выносить продолжительную боль действительно тяжело, под её влиянием люди становятся раздражительны и угрюмы.

"Хроническая боль — больше, чем просто ужасные ощущения. Она может влиять на наши чувства, убеждения и поведение. Мы впервые обнаружили, что продолжающаяся боль связана с понижением ГАМК, тормозящего нейротрансмиттера в медиальной префронтальной коре. Другими словами, происходят конкретные патологические изменения", — объясняет ведущий автор работы Сильвия Гастин (Sylvia Gustin) из Университета Нового Южного Уэльса.

В исследовании приняли участие 24 добровольца с хронической болью и 24 человека, никогда не страдавших от хронической боли. Учёные измерили уровни ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты) в медиальной префронтальной коре их мозга.

Вне зависимости от типа хронической боли, у всех участников, страдающих от этого состояния, наблюдался пониженный уровень ГАМК.

"Снижение ГАМК говорит о том, что клетки мозга больше не могут нормально передавать сигналы друг другу, — говорит Гастин. — Когда уровень этого нейромедиатора понижается, наши действия, эмоции и мысли становятся чрезмерными".

В одном из предыдущих исследований учёные выяснили, что из-за хронической боли в той же области мозга пациентов понижается уровень ещё одного важного нейромедиатора — глутамата (глутаминовой кислоты). Это приводит к усилению чувства страха и тревоги.

Авторы работы отмечают, что их исследование не проводит прямой зависимости дисбаланса нейромедиаторов от хронической боли. Однако у исследователей есть гипотеза о том, какой механизм может лежать за этим явлением.

"Всё начинается со стресса. Когда кто-то испытывает боль, у него повышается уровень гормонов стресса, таких как кортизол, что может вызвать сильное повышение уровня глутамата. Это происходит во время начальной, острой стадии боли", – сообщила Гастин.

Есть вероятность, что иммунные клетки (микроглия) в некоторых областях мозга позднее "пытаются" отрегулировать этот дисбаланс. Но боль продолжает появляться, гормоны — вырабатываться, и со временем это приводит к долговременным нарушениям работы ключевых нейромедиаторов, отвечающих за регуляцию эмоционального поведения.

В результате всего этого "беспорядка" у человека может и вовсе пропасть способность ощущать положительные эмоции. И в таком случае восстановить её становится крайне трудно.

Однако открытия учёных говорят о том, что поведенческие изменения у людей с хронической болью теоретически можно регулировать с помощью специализированного медикаментозного лечения.

Для этого исследователям нужно будет найти способ адресно доставлять лекарства именно в медиальную префронтальную кору мозга.

Пока такой способ не найден, учёные рекомендуют страдающим от хронической боли людям проходить терапию, которая поможет им научиться управлять негативными эмоциями.

Человеческий мозг — сложнейший орган, изменчивый и способный к обучению. Эту способность мозга меняться также называют нейропластичностью. Поэтому там, где фармакология пока бессильна, справиться с последствиями недуга поможет изучение психологических техник.

Исследование было опубликовано в научном журнале European Journal of Pain.

Ранее мы писали о том, что по уровню ГАМК и глутамата в мозге человека можно определить его степень владения математикой. Также мы сообщали о том, что с хронической болью помогают справиться чувство голода и чтение книг. Рассказывали мы и о том, что хроническая боль влияет на состав кишечных бактерий.