Обоняние и запахи 1 год назад

"Запах страха" защитит сады и посевы от вредителей

Исследователи взяли в качестве подопытных насекомых пару тля-божья коровка.

Фото Hans Braxmeier/Pixabay.

Американские химики разрабатывают способ защиты посевов от насекомых-вредителей с помощью распространения запахов их врагов.

Травоядные насекомые являются серьезной угрозой для садоводов и фермеров. Насекомые-вредители уже приспособились к пестицидам, но по-прежнему боятся запахов своих врагов: насекомых-хищников. Поэтому исследователи из США разработали способ укупорить в сосуд "запах страха", производимый насекомыми-хищниками, чтобы им отпугивать и уничтожать вредителей деревьев и посевов.

Ученые представили свои результаты 25 августа на заседании Американского химического общества (ACS).

"Насекомые полагаются на обонятельные сигналы, чтобы найти пищу, партнеров и места для жизни, поэтому это отличная возможность изучить, как использовать эти запахи для управления их поведением", – говорит Джессика Кансман (Jessica Kansman) из Пенсильванского университета.

Исследователи взяли в качестве подопытных насекомых пару тля-божья коровка. Тля является травоядным вредителем, а божья коровка – хищником и врагом тли. Опыты ученых показали, что тля будет держаться подальше от растений, если почувствует поблизости запах божьей коровки. Этот запах, оказывается, может заставить тлю замедлить скорость размножения и даже усилить ее способность отращивать крылья.

С учетом этих наблюдений исследовательская группа решила определить, могут ли запахи божьей коровки как таковые без присутствия божьей коровки контролировать вредителей.

Ученые начали с определения состава летучего запаха живых божьих коровок с помощью газовой хроматографии. Этот метод исследования позволяет узнать, из каких компонентов состоит сложное вещество. Чтобы увидеть, на какие из компонентов запаха божьей коровки отреагирует тля, они подключили усики живых тлей к электроантеннографу – прибору для изучения реакции мозга насекомых на запахи. Усики тли подвергли воздействию каждого отдельного компонента запаха божьей коровки и измерили с помощью прибора силу реакции тли на эти компоненты.

Из многих соединений, выделяемых божьими коровками, тля сильнее всего реагировала на метоксипиразины. Как только соединения были идентифицированы, ученые приступили к созданию специальной смеси запахов, которую можно использовать в диффузоре эфирных масел для распространения аромата божьей коровки по саду или полю.

Теперь исследователи планируют провести полевые испытания своих диффузоров запаха, чтобы выяснить, получится ли с их помощью убедить тлю, что к ней приближается божья коровка, и заставить вредителя бежать прочь из сада. В случае удачи нужно будет определить радиус действия запаха из диффузоров и выяснить, применим ли такой способ борьбы к другим насекомым-вредителям.

Ранее мы писали о том, как у муравьёв была обнаружена коллективная память запахов врагов и как было обнаружено растение с запахом мёртвых жуков. А еще мы рассказывали, что в Челябинской области нашли "импортных" насекомых с токсичной слюной.

Больше интересных новостей науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".