Уникальная окаменелость заполнила пробел в эволюции современных крабов

Это самая хорошо сохранившаяся окаменелость краба из известных учёным.

Фото Xiao Jia/Longyin Amber Museum.

Авторы исследования Хавьер Луке и Каталина Суарес (Catalina Suarez) во время тропической экспедиции.

Фото Felipe Villegas/Humboldt Institute.

Это самая хорошо сохранившаяся окаменелость краба из известных учёным.
100 миллионов лет назад маленький краб попал в древесную смолу, ставшую впоследствии янтарём. Попавшая в руки палеонтологов окаменелость позволила учёным получить ответ на долгое время мучивший их вопрос об эволюции этих ракообразных.

Международная группа исследователей обнаружила первого краба меловой эпохи, сохранившегося в янтаре.

Учёные исследовали уникальный образец с помощью компьютерной томографии. Получивший название Cretapsara athanata, это старейший краб (возрастом около 100 миллионов лет), внешний вид которого напоминает современный, и самый хорошо сохранившийся ископаемый краб из когда-либо обнаруженных.

Это открытие позволяет по-новому взглянуть на эволюцию этих ракообразных и время их распространения по миру.

Исследователи считают, что этот 5-миллиметровый краб представляет собой старейшее свидетельство вторжения в наземную среду «настоящих крабов».

Настоящие крабы (инфраотряд Brachyura) отличаются от «ложных крабов» (инфраотряд Anomura), которые технически не являются крабами, но их все же иногда так называют. Примером ложных крабов являются камчатские крабы.

По имевшимся ранее образцам, которые представляют собой в основном разрозненные куски и обломки клешней, исследователи сделали вывод, что крабы освоили сушу и пресную воду примерно 75–50 миллионов лет назад.

Новое открытие отодвигает это событие назад по крайней мере на 25 миллионов лет, приводя палеонтологическую летопись в соответствие с теоретическими представлениями об эволюции крабов.

"Если бы мы реконструировали древо жизни крабов – составили генеалогическое древо – и провели молекулярный анализ ДНК, то получается, что неморские крабы отделились от своих морских предков более 125 миллионов лет назад, – объясняет ведущий автор работы Хавьер Луке (Javier Luque) из Гарвардского университета. – Но есть проблема, потому что фактическая летопись окаменелостей […] очень мала, [и включает лишь образцы] возрастом от 75 до 50 миллионов лет... Таким образом, эта новая окаменелость и ее возраст позволяют нам преодолеть разрыв между предсказанным молекулярным расхождением и существующей палеонтологической летописью крабов".

Теперь исследователи полагают, что событие, известное как меловая крабовая революция, когда крабы (истинные или нет) разошлись по всему миру и начали развивать свои характерные формы тела, произошло больше раз, чем предполагалось ранее.

Это новое исследование приводит данные о том, что разные виды крабов эволюционировали независимо друг от друга, осваивая новые среды обитания, по меньшей мере 12 раз.

Луке, изучавший эволюцию крабов более десяти лет, сказал, что впервые узнал об этом экземпляре в 2018 году и с тех пор стал одержим им. Он надеется, что эта находка заставит людей подумать, что крабы заслуживают вновь оказаться в центре внимания.

"Они [встречаются] повсюду, из них получаются хорошие аквариумные питомцы, они восхитительны на вкус для тех, кто их ест, в их честь проводят парады и фестивали, и у них даже есть свое собственное созвездие, – говорит Луке. – Крабы в целом очаровательны, и некоторые из них выглядят очень странно – от крошечных крабов, похожих на горошину, до огромных кокосовых крабов. Разнообразие форм крабов захватывает воображение как научной, так и ненаучной общественности, и сегодня люди рады узнать больше об этой увлекательной группе [животных]. Это важный момент для крабов".

Работа с описанием окаменелости была опубликована в издании Science Advances.

К слову, ранее мы не раз писали об уникальных окаменелостях, обнаруженных в янтаре. Мы рассказывали об улитке мелового периода, окаменевшей вместе с новорождённым потомством, а также об ископаемых насекомых, сохранивших свою естественную окраску. Сообщали мы и о том, как в куске янтаря сохранился клещ, присосавшийся к спине муравья.