Холодная кость: в Гренландии нашли предка самых больших наземных животных в истории

Иллюстрация Victor Beccari.

Возможный внешний вид древнего обитателя Гренландии.

Иллюстрация Victor Beccari.

Виктор Беккари и его научный руководитель Октавио Матеуш (Octávio Mateus) с найденными черепами.

Фото Victor Beccari.

Ещё несколько скелетов древних животных, обнаруженных в Восточной Гренландии, подготовлены и будут изучены в ближайшее время.

Реконструкция внешнего вида динозавра вида Issi saaneq.
Возможный внешний вид древнего обитателя Гренландии.
Палеонтологи описали новый вид ужасного ящера, который обитал на территории Гренландии во времена, когда Атлантический океан только ещё начинал формироваться.

Палеонтологи рассказали о новом виде ужасного ящера, который обитал на территории Гренландии 214 миллионов лет назад. В те времена суперконтинент Пангея распался, и начал формироваться Атлантический океан.

Новый вид назвали Issi saaneq. Это дань уважения языку гренландских инуитов. Название можно перевести как "холодная кость".

Двуногий динозавр был травоядным. Он был довольно подтянутым и относительно небольшим: взрослые особи, согласно оценкам учёных, достигали длины от 3 до 10 метров. Точнее сказать сложно, так как пока палеонтологи заполучили в своё распоряжение только два относительно целых и сочленённых черепа этих древних животных.

Остатки черепов были изрядно смяты (в ходе геологических процессов), но при помощи современных технологий 3D-визуализации учёным удалось получить представление о том, как выглядел череп при жизни животного.

Также при помощи томографии палеонтологи изучили внутренние структуры и кости черепа, всё ещё покрытые осадочными породами.

"Анатомия двух черепов уникальна во многих отношениях, например, с точки зрения формы и пропорций костей. Эти образцы, безусловно, принадлежат к новому виду", – рассказал ведущий автор новой работы Виктор Беккари (Victor Beccari), проводивший анализ в Лиссабонском университете NOVA.

Представители вида I. saaneq обладали длинной шеей и являлись предшественниками зауроподов (завроподоморфов), самых крупных наземных животных, когда-либо существовавших на Земле.

Вид I. saaneq – первый завроподоморф, забравшийся выше 40° северной широты: 214 миллионов лет назад Восточная Гренландия, где были найдены черепа, была соединена с территорией современной Европы.

"В то время на Земле происходили климатические изменения, которые позволили первым растительноядным динозаврам достичь Европы и [выйти] за её пределы", – объясняет профессор Ларс Клемменсен (Lars Clemmensen) из Копенгагенского университета.

Остатки животных были обнаружены международной группой исследователей из Португалии, Дании и Германии. Как только научная работа будет завершена, окаменелости будут переданы в Музей естествознания Дании.

Первые кости динозавров ‒ два хорошо сохранившихся черепа ‒ были впервые обнаружены в 1994 году во время раскопок в Восточной Гренландии палеонтологами из Гарвардского университета.

Первоначально учёные посчитали, что один из экземпляров относится к платеозаврам — хорошо известным длинношеим динозаврам, которые обитали на территории современных Германии, Франции и Швейцарии в триасовый период.

Однако Беккари и его коллеги в ходе тщательного изучения черепов пришли к иным выводам.

"Приятно обнаружить близкого родственника хорошо известного платеозавра, сотни которых уже были найдены здесь, в Германии", – говорит соавтор исследования доктор Оливер Уингс (Oliver Wings) из Университета Мартина Лютера в Галле-Виттенберге.

Как установили учёные, два черепа нового вида принадлежат молодой и почти взрослой особям.

Новый гренландский динозавр отличается от всех других завроподоморфов, обнаруженных до сих пор. При этом, что интересно, он похож на динозавров, обнаруженных в Бразилии (рода Macrocollum и Unaysaurus), которые почти на 15 миллионов лет старше I. saaneq.

Реконструкция внешнего вида динозавра вида Issi saaneq.

Новые находки являются первым доказательством существования особого вида гренландских динозавров, который не только расширяет разнообразие динозавров позднего триаса (235-201 миллион лет назад), но также позволяет нам лучше понять, как эволюционировала знаковая группа завроподов, обитавших на Земле на протяжении почти 150 миллионов лет.

Статья автором открытия вышла в издании Diversity.

Ранее мы сообщали об обнаружении в Португалии самого крупного европейского динозавра, а также об открытии в Аргентине сверхмассивного динозавра-дредноута. Также мы писали о том, как гренландский кит умудрился пережить массовое вымирание.