Динозавры и птицы 2 года назад

Идеально сохранившийся эмбрион динозавра поразил учёных

На иллюстрации изображён возможный внешний вид эмбриона.

Иллюстрация Lida Xing.

Фото окаменелости, которая считается одним из самых полных когда-либо обнаруженных эмбрионов динозавров.

Фото L. Xing et al./iScience (2021).

На иллюстрации изображён возможный внешний вид эмбриона.
На юге Китая была обнаружена редчайшая окаменелость: эмбрион динозавра, готовый вылупиться из яйца. Исследователей поразила поза, которую принял этот доисторический кроха: ранее считалось, что такая особенность эмбрионального развития присуща только птичьим зародышам.

Учёным давно известно, что современные птицы являются прямыми потомками динозавров. Теперь свежий анализ прекрасно сохранившегося окаменелого эмбриона динозавра подтверждает эту эволюционную связь.

Всё началось с того, что в 2000 году директор китайской горнодобывающей компании Yingliang Group Лян Лю (Liang Liu) приобрёл окаменелое яйцо динозавра. Во время строительства Музея естественной истории Yingliang Stone в 2010-х годах окаменелость была обнаружена заново, а в ней был найден… удивительно полный ископаемый эмбрион.

Эмбрион возрастом от 72 до 66 миллионов лет, известный как "Малыш Инлян", был найден в породах позднего мелового периода в районе Ганьчжоу на юге Китая. Судя по всему, это был овирапторозавр, который принадлежал к семейству пернатых динозавров.

Само яйцо составляет в длину около 17 сантиметров, а тело эмбриона в выпрямленном состоянии достигает 27 сантиметров в длину… И именно то, каким образом эмбрион свернулся в яйце, является основным предметом нового исследования.

Международная группа исследователей обнаружила, что поза эмбриона очень похожа на положение современных птичьих эмбрионов, которое те принимают перед вылуплением.

Такая подготовка к появлению на свет активируется центральной нервной системой птицы. По всей видимости, эта особенность эмбриогенеза появилась ещё у динозавров.

Так, голова эмбриона овирапторозавра была опущена вниз, ноги были сложены вдоль тела, а спина была выгнута, повторяя изгиб тупого конца яйца.

Подобная ориентация никогда ранее не наблюдалась у эмбрионов нептичьих динозавров.

При этом такую позу принимают все эмбрионы птиц, и она значительно увеличивает их шансы на успешное вылупление — в то время как неудачное вылупление обычно приводит к их смерти.

Это новое открытие предполагает, что такую особенность птицы могли унаследовать от тероподов, подотряда динозавров, к которому принадлежат овирапторозавры.

Исследование было опубликовано в издании iScience.

Учёные не первый раз встречаются с тем, что поведение тероподов поразительно напоминало поведение современных птиц.

К примеру, одна окаменелость троодонтида (также принадлежавшего к группе тероподов) была обнаружена в очень "птичьей" позе: динозавр лежал, спрятав голову под переднюю конечность, так, как это делают спящие птицы.

Ранее мы также писали об обнаружении окаменелых остатков динозавра, высиживавшего яйца. Сообщали мы и о том, что перья могли быть даже у самых ранних динозавров, а также о том, что динозавры ворковали, как голуби.

Кроме того, мы рассказывали о том, как изменились яйца птиц после вымирания динозавров, а также о том, что способность нести разноцветные яйца птицы унаследовали именно от своих древних предков.