У диких лошадей нашли сложную социальную систему

Домашние лошади, предоставленные сами себе, очень быстро возвращаются к дикому образу жизни. Но даже у диких лошадей существуют некоторые "социальные нормы".

Учёные из Японии и Франции проследили за поведением диких лошадей и нашли у них отчётливую общественную организацию.

Группа исследователей из Киотского и Страсбургского университетов изучила "многоуровневую социальную структуру" диких лошадей, обитающих в горах Серра Д'Арга в Португалии. Прийти к столь необычным выводам учёным помогли беспилотники.

Сообщества животных, в которых можно найти какую-либо иерархию, вызывают большой интерес у учёных. А усложнение социальной структуры у групп животных — первый шаг к возникновению любой социальной иерархии.

Изучая социальную структуру в сообществах животных, мы можем многое узнать о том, как формировалась наша собственная, человеческая цивилизация.

Члены так называемого многоуровневого сообщества существуют в стабильных группах, которые выстраивают отношения с другими группами, формируя затем структуры более высокого уровня.

Например, люди живут в многоуровневом обществе, где семьи образуют местное сообщество, которое, в свою очередь, объединяется с другими, образуя более высокую социальную организацию, такую ​​как города и, в конечном итоге, государства.

Это явление исследовалось у таких животных, как приматы и киты. Однако определяющие его механизмы всё ещё недостаточно изучены.

Поэтому исследователи и решили изучить "социальный аппарат" диких лошадей.

Исследовательская группа провела наблюдения за хорошо изученной группой лошадей в горах Серра Д'Арга. Исследовательский беспилотник делал снимки с воздуха с 30-минутными интервалами, что позволяло учёным точно определить местонахождение каждой лошади и точное расстояние между животными.

Использование коптеров позволило им идентифицировать 121 особь в 23 отчётливо отграниченных группах, которые исследователи назвали ячейками, и пятерых самцов-одиночек. Для описания групп использовались две категории: "гаремы" — группы, состоящие преимущественно из самок с одним или двумя взрослыми самцами, и "холостяцкие группы".

Анализ данных, собранных учёными, позволил выявить три особенности лошадиного "социума".

Так, исследователи выяснили, что у диких лошадей существуют небольшие социальные организации или "единицы", и они иногда сливаются, образуя стада более высокого уровня. При этом "холостяцкие" группы остаются на периферии стада, а большие "гаремы" с большей вероятностью будут находиться в центре стада.

У социальных животных доминирующие особи часто занимают центр группы. Получается, что более крупные "гаремы" могут занимать более высокий статус в групповых отношениях.

А намеренное удерживание "холостяков" подальше от центра стада может снижать риск того, что они будут так или иначе беспокоить членов стада или пытаться "захватить" гаремы.

Учёные пишут, что они видят ​​большие перспективы у своего нового открытия. Оно позволит им подробнее исследовать функции и механизмы многоуровневых сообществ лошадей, а также использовать разработанный ими метод для изучения других социальных видов животных.

Работа международной команды учёных была опубликована в издании Scientific Reports.

Ранее мы писали о том, что у человеческого аутизма и асоциального поведения пчёл обнаружились общие корни, а также о том, что социальная изоляция меняет химический состав мозга. Кроме того, мы сообщали о том, что учёные обнаружили у муравьёв первые в своём роде "социальные хромосомы".