Коронавирус 2 дня назад

Учёные: обычная простуда может защитить от заражения коронавирусом

Фото PxHere.

Биологи Туманного Альбиона представили первые свидетельства того, что "обычная простуда" в некоторых случаях приводит к развитию клеточного иммунитета широкого профиля действия. В итоге иммунитет получает возможность справляться и с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

К такому многообещающему выводу пришли специалисты Имперского колледжа Лондона. Правда, это вовсе не означает, что все жители планеты теперь должны бежать проверять уровень T-лимфоцитов или же отказываться от вакцинации.

"Мы получили первые однозначные свидетельства того, что Т-клеточный иммунитет, [развивающийся при] простуде защищает человека от коронавирусной инфекции. Это происходит благодаря тому, что эти иммунные клетки атакуют внутренние регионы вируса, а не белковые шипы на его оболочке", – пояснил профессор Аджит Лалвани (Ajit Lalvani).

Доктор Риа Кунду (Ria Kundu), ведущий автор исследования из Национального института сердца и лёгких, добавляет: "Воздействие вируса SARS-CoV-2 не всегда приводит к заражению, и мы очень хотели понять, почему. Мы обнаружили, что высокие уровни ранее существовавших Т-клеток, которые появились в организме при контакте с другими человеческими коронавирусами, вызывающими обычную простуду, могут защитить от инфекции COVID-19.

Хотя это важное открытие, это только одна из форм защиты, и я хотела бы подчеркнуть, что никто не должен полагаться только на неё.

Вместо этого лучший способ защитить себя от COVID-19 — это полностью вакцинироваться, в том числе получив бустерную дозу вакцины".

Началось всё с того, что два года назад британские эпидемиологи обнаружили необычную особенность простуды: она резко снижала вероятность заболевания гриппом. Потенциально нечто похожее может происходить и при заражении коронавирусами.

Нынешнее исследование началось в сентябре 2020 года. Тогда учёными были отобраны 52 ранее не болевших COVID-19 и не вакцинированных жителя Манчестера, которые жили вместе с заражёнными людьми. Последним новую коронавирусную инфекцию подтвердили при помощи ПЦР-тестов. То есть потенциально участники могли подхватить вирус SARS-CoV-2.

Участникам исследования также провели ПЦР-тесты через 4 и 7 дней от контакта. Это было необходимо, чтобы определить, развилась ли у них инфекция.

У всех 52 участников также были взяты образцы крови (в течение 1-6 дней после контакта с болеющими). Это позволило исследователям выяснить количество ранее существовавших в организмах людей Т-клеток, индуцированных предыдущими коронавирусными инфекциями, вызвавшими простуду. (Поясним, что Т-лимфоциты иногда могут перекрестно распознавать белки вируса SARS-CoV-2.)

Учёные обнаружили, что кровь жителей Манчестера, перенесших простуду в недавнем прошлом, содержала большое число Т-клеток, способных нейтрализовать как вирус простуды, так и SARS-CoV-2.

Последующее исследование иммунных клеток показало, что "перекрёстные" нацеливались не на белки капсида (оболочки) SARS-CoV-2, а на его внутренние компоненты.

Напомним, что белки шипов "короны" SARS-CoV-2 довольно быстро эволюционируют, что проявляется в виде появления новых штаммов. Соответственно, структура этих шипов быстро меняется, а иммунитет теряет возможность распознавать старого врага.

Это открытие ещё раз подчёркивает, что новые вакцины от коронавируса должны быть нацелены не на белки шипов "короны", а на "внутренности" патогена.

"Структура этих частей коронавируса почти полностью совпадает для всех существующих вариантов SARS-CoV-2, в том числе и для омикрон-варианта. Новые вакцины должны быть нацелены именно на эти области, что позволит сформировать клеточный иммунитет, способный противостоять большому количеству как ныне существующих, так и будущих вариантов коронавирусов", – подытожил профессор Лалвани.

Статья авторов открытия вышла в издании Nature Communications.

Напомним, что в 2003 году мир сначала испытал нашествие атипичной пневмонии (вызываемой вирусом SARS-CoV), а в 2012 году начал распространяться ближневосточный респираторный синдром (MERS-CoV). Однако тогда заболевания не вышли на уровень пандемии.

Ранее мы также писали о том, что менее заразный омикрон-вариант коронавируса мог появиться в мыши.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Наука" и "Медицина" на медиаплатформе "Смотрим".