Метеорит Челябинск мог участвовать в столкновении, образовавшем Луну

ГТРК "Южный Урал"

Метеорит, взорвавшийся в небе над Челябинском в феврале 2013 года, также мог быть причастен к колоссальному столкновению небесных тел, которое сформировало Луну. К такому выводу пришли учёные из Китая и Великобритании.

Исследователи делают столь яркое заявление не голословно: они изучили минералы, которые встречаются в метеоритах, и разработали способ датировки столкновений камней в космосе. Получается, этот метод позволит узнать много нового о прошлом Солнечной системы. Ведь в распоряжении учёных немало "небесных камней".

К слову сказать, в зарождавшейся Солнечной системе было в буквальном смысле не протолкнуться. Из протопланетного диска пыли и газа, вращающегося вокруг новорождённого Солнца, планеты формировались в результате повторяющихся столкновений более мелких объектов, которые разлетались вдребезги, а затем под действием гравитации "кучковались" и собирались в крупные объекты.

Часть из этих объектов не стала составляющей той или иной планеты или её спутника, а сформировала пояс астероидов. Оттуда к нам периодически прилетают метеориты — бывшие астероиды, затянутые в гравитационную ловушку Земли.

При этом астероиды могут путешествовать в космическом пространстве практически в первозданном виде. У них нет атмосферы и погодных явлений, нет геологических процессов, им не страшны новые столкновения.

Таким образом, астероиды и, конечно же, метеориты являются своего рода капсулой времени, которая сохранила артефакты со времён формирования Солнечной системы около 4,5 миллиарда лет назад. Соответственно, их изучение позволяет учёным выяснять, что происходило в те далёкие времена. Именно поэтому астрономы готовы тратить огромные суммы на миссии к астероидам.

Однако не менее ценную информацию предоставляют и упавшие на Землю метеориты.

Время, когда метеорит претерпевал удары, и даже само количество столкновений "небесного камня" часто вызывает споры", рассказывает геолог Крейг Уолтон (Craig Walton) из Кембриджского университета в Великобритании.

Дело в том, что разные методы дают разные оценки. Единственное, что остаётся учёным: учитывать все возможные "доказательства преступления".

В этот раз они пошли именно таким путём. Известно, что метеорит Челябинск пережил два высокоэнергетических удара: один примерно 4,5 миллиарда лет назад, а второй примерно 50 миллионов лет назад.

Это было установлено ранее с помощью метода уран-свинцового датирования кристаллов циркона. Уран-свинцовое датирование основано на следующем процессе: во время своего формирования минерал циркон активно "заглатывает" уран, но "выплёвывает" свинец. Соответственно, любой свинец, который мы находим в цирконе спустя миллионы и миллиарды лет — это продукт радиоактивного распада урана (до атомов свинца).

Так как учёным известно время полураспада урана, они могут оценить, сколько времени было потрачено на формирование наблюдаемого количества свинца. Это значит, что им становится известно, и сколько лет кристаллам циркона, образовавшимся в результате столкновения.

Так вот, метеорит Челябинск претерпел два столкновения. Уолтон и его коллеги подтвердить эти даты, на этот раз изучив фосфатные минералы в метеорите, которые менялись и разрушались под воздействием последовательных ударов.

Учёные обнаружили, что более раннее столкновение, произошедшее 4,5 миллиарда лет назад, раздробило фосфатные минералы на мелкие кусочки, а также подвергло их воздействию высоких температур. Более позднее столкновение привело к созданию более низкого давления и температуры.

Исследователи также предположили, что этот второй удар оторвал будущий метеорит Челябинск от его более крупного родительского астероида и отправил его на курс столкновения с Землей.

Что касается первого колоссального столкновения, то, скорее всего, оно произошло между 4,48 и 4,44 миллиарда лет назад.

Новые временные рамки, полученные в ходе изучения фосфатных минералов метеорита Челябинск, подтверждают предыдущие предположения о том, что многие астероиды 4,48–4,44 миллиарда лет назад испытали столкновения, в ходе которых выделялось огромное количество энергии.

"Тот факт, что все эти астероиды демонстрируют интенсивное плавление в это время, может указывать на реорганизацию Солнечной системы либо в результате образования Земли и Луны, либо, возможно, в результате орбитального движения планет-гигантов", ‒ говорит Уолтон.

О теории формирования Луны мы уже неоднократно и подробно рассказывали. Считается, что тело размером с Марс врезалось в Землю около 4,5 миллиарда лет назад, выбросив в космос огромные объёмы материала. Позднее из него сформировалась Луна. Однако этот выброс материала также привёл к увеличению числа столкновений прочих "жителей" Солнечной системы между собой.

Что касается миграции планет-гигантов, то, согласно одной из теорий, Юпитер, Сатурн, Нептун и Уран, сформировавшиеся вдали от Солнца, в ходе определённых процессов переместились поближе к тёплому светилу. Переезд таких "большегрузов" по Солнечной системе, конечно же, не мог не сказаться на орбитальном танце других тел Солнечной системы.

Исследование было опубликовано в открытом доступе в журнале Communications Earth & Environment.