Космическая веха: подтверждено существование 5 000 экзопланет

Разнообразие внешнего вида экзопланет в представлении художника.

Иллюстрация NASA/JPL-Caltech.

Разнообразие внешнего вида экзопланет в представлении художника.
Астрономы добавили в Архив экзопланет сразу 65 планет, расположенных за пределами Солнечной системы. Теперь их известно ровно 5 000, и каждая из них это новый шанс обнаружить внеземную жизнь.

Количество подтверждённых экзопланет только что превысило отметку в пять тысяч. К этому выдающемуся результату учёные пришли, пройдя 30-летний путь целого списка важных астрономических открытий.

Существование первой известной экзопланеты — то есть планеты, которая кружит в космическом танце за пределами Солнечной системы — было официально подтверждено совсем недавно, в 1992 году. Сегодня уже трудно представить, что до этого мы жили в маленьком уютном мире с небольшим количеством известных планет, и все они вращались вокруг нашего Солнца.

Новая партия астрономических наблюдений знаменует собой ещё одну взятую научную высоту. Ведь каждая из 5 000 известных на сегодняшний день экзопланет — это новый неведомый мир, сулящий массу интереснейших открытий.

Планетарный счётчик обновился 21 марта, когда 65 экзопланет были разом добавлены ​​в Архив экзопланет НАСА. Поясним, что в архив попадают открытия экзопланет, которые появляются в рецензируемых научных статьях и которые были подтверждены с использованием нескольких методов обнаружения или аналитических методов.

Среди известных на сегодняшний день экзопланет есть и небольшие каменистые миры, такие как Земля, и газовые гиганты во много раз крупнее Юпитера, и горячие юпитеры, находящиеся на очень близком расстоянии от своих звёзд. Существуют суперземли, которые, возможно, являются каменистыми мирами, но они крупнее, чем наш собственный, и мининептуны, уменьшенные версии Нептуна из нашей планетной системы. А ещё в этом списке можно встретить планеты, вращающиеся вокруг двух звёзд одновременно, и планеты, упрямо вращающиеся вокруг разрушенных мёртвых звёзд.

К слову, только одна наша галактика может скрывать сотни миллиардов таких планет. Найти их все, а уж тем более как следует изучить, пока невозможно, потому что существующие телескопы подслеповаты. Им не хватает остроты зрения, чтобы разглядеть маленькие, почти не отражающие свет своих звёзд другие миры. Зато будет чем заняться десяткам новых поколений астрономов, которые будут работать на будущих научных инструментах с куда более зоркими глазами.

Тем, кто родился после 1992 года, напомним, что парад открытий экзопланет начался со странных новых миров, вращающихся вокруг ещё более странной звезды.

Это была нейтронная звезда пульсар: то есть, по сути, быстро вращающийся звёздный труп, отправляющий к Земле миллисекундные вспышки обжигающе яркого излучения. Небольшие изменения во времени прихода импульсов позволили учёным обнаружить планеты, обращающиеся вокруг этого пульсара.

"Если вы можете найти планеты вокруг нейтронной звезды, значит, планеты должны быть практически везде, – поясняет Александр Вольщан (Alexander Wolszczan), ведущий автор работы, которая 30 лет назад подтвердила существование первых трёх планет за пределами Солнечной системы. – Должно быть, планеты очень жизнеспособны".

Когда астрономы научились распознавать планеты на орбитах вокруг звёзд, похожих на Солнце, в данных наземных телескопов обнаружилось больше планет — сначала десятки, затем сотни.

Их обнаруживали, отслеживая небольшие возвратно-поступательных движения звезды, вызванных пусть и слабым, но всё же заметным гравитационным притяжением обращающихся вокруг них планет. Но всё же ни один из обнаруженных таким способом миров не выглядел пригодным для жизни.

Поиск небольших каменистых миров, больше похожих на наш, потребовал следующего большого скачка в технологии поиска экзопланет. Учёные разработали транзитный метод поиска экзопланет.

Астроному Уильяму Боруки (William Borucki) пришла в голову идея прикрепить чрезвычайно чувствительные детекторы света к телескопу, а затем запустить его в космос. Там потише и поспокойнее, и научным инструментам работается лучше.

Телескоп годами наблюдал бы за полем из более чем 170 000 звёзд, выискивая небольшие, но периодические провалы в спектре их света: моменты, когда планета проходит между своим светилом и наблюдателем и частично затмевает поверхность звезды.

Эта идея была реализована на знаменитом космическом телескопе "Кеплер".

Боруки, главный исследователь ныне завершившейся миссии "Кеплера", говорит, что её запуск в 2009 году открыл новое окно во Вселенную.

"Я испытываю истинное удовлетворение и благоговение перед тем, что происходит вокруг, – сказал он. – Никто из нас не ожидал такого огромного разнообразия планетных систем и звёзд. Это просто потрясающе".

Новые экзопланеты продолжает открывать спутник Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS), запущенный в 2018 году.

Но вскоре мощные телескопы следующего поколения и высокочувствительные инструменты на их борту будут улавливать свет не просто звёзд, но атмосфер экзопланет. Собранные спектры позволят учёным определить, какие газы присутствуют в атмосферах других миров. Потенциально это поможет идентифицировать контрольные признаки обитаемых условий.

Определение состава атмосфер экзопланет — одна из задач недавно запущенного космического телескопа имени Джеймса Уэбба.

"На мой взгляд, неизбежно, что мы где-то найдем какую-то жизнь — скорее всего, какую-то примитивную, – уверен Вольщан.

Он считает, что тесная связь между химией жизни на Земле и химией, обнаруженной во Вселенной, а также обнаружение в космосе широко распространённых на Земле органических молекул предполагает, что обнаружение самой жизни является лишь вопросом времени.

Напомним, ранее мы рассказывали об обнаружении первого магнитного поля экзопланеты. Также мы писали о том, что астрономы научились определять химический состав планеты по её радиусу, а ещё о том, что обитаемые луны могут встречаться чаще обитаемых планет.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.