В МИСиС повысили прочность деталей для авиации и космических аппаратов

Детали, созданные новым методом.

Детали, созданные новым методом.
Фото НИТУ "МИСиС".

Новый метод изготовления деталей из композитных материалов протестировали специалисты из НИТУ "МИСиС".

Специалисты НИТУ "МИСиС" нашли способ дополнительно повысить прочность композитных деталей для самолётов и ракет.

Разработанный учёными метод сочетает лазерные технологии и горячее прессование, что в итоге повышает прочность готовых изделий на 15%.

Для создания как наземного, так и воздушного транспорта очень важны такие механические характеристики материалов как высокая прочность на растяжение и жёсткость. Такими обладают композитные материалы из титана и кремния.

Детали из таких композитов востребованы в аэрокосмической отрасли, и новые методы их производства особенно важны для отечественной промышленности для выполнения задач импортозамещения https://smotrim.ru/article/2709811.

Научный коллектив лаборатории гибридных аддитивных технологий НИТУ "МИСиС" предложил оригинальный способ изготовления деталей из титано-кремниевого композита — гибридный подход, сочетающий лазерные технологии и изостатическое прессование.

Учёными с помощью нового метода впервые были успешно изготовлены композитные детали, основу которых составил титановый сплав, а армирующие волокна были выполнены из карбида кремния. Новый подход сочетал лазерную плавку в порошковом слое и горячее изостатическое прессование, рассказывает соавтор разработки, ведущий эксперт лаборатории гибридных аддитивных технологий НИТУ "МИСиС" Андрей Травянов.

Авторы работы сообщают, что эксперименты подтвердили возможность реализации предложенного подхода в промышленных условиях.

Разработчики успешно изготовили детали из армированного титанового сплава с объёмной долей волокон 17%. Рентгеновская томография показала, что дефектов в полученной детали нет, а матрица и волокна хорошо "связаны" между собой.

Позднее показатели прочности и жёсткости учёные измерили в ходе испытаний материала на трёхточечный изгиб. Созданная по новой технологии композитная деталь оказалась до 15% прочнее и жёстче, чем деталь, изготовленная из массивного титанового сплава.

В настоящее время коллектив разработчиков продолжает оптимизировать технологию и предпринимает попытки расширить диапазон деталей, изготовляемых по новому методу.

Результаты работы российских учёных были опубликованы 9 ноября 2021 года в научном издании The International Journal of Advanced Manufacturing Technology.

Ранее мы рассказывали о том, что делает российские авиадвигатели одними из лучших в мире, а также о создании в России нового инновационного кластера — "Аэрокосмическая инновационная долина".

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.