Археология и история 1 год назад

Связанный и расчленённый: древние захоронения двух мужчин найдены в Поволжье

Положение скелета из могильника Аксай-I и найденные рядом с ним предметы.

Иллюстрация А. Дьяченко/Нижневолжский археологический вестник, 2022.

Положение скелета из могильника Абганерово-V.

Иллюстрация А. Дьяченко/Нижневолжский археологический вестник, 2022.

Положение скелета из могильника Аксай-I и найденные рядом с ним предметы.
Положение скелета из могильника Абганерово-V.
Эти захоронения отличаются от обычных погребальных практик жителей Нижнего Поволжья в эпоху ранней бронзы.

Археолог из Волгоградского государственного университета Александр Дьяченко исследовал два погребения возрастом более 6 тысяч лет, раскопанных в Нижнем Поволжье. Учёный назвал оба захоронения нестандартными.

Курганы были раскопаны в могильниках Абганерово-V и Аксай-I. Они находятся в Волгоградской области в бассейне реки Есауловский Аксай.

В главных могильных ямах этих могильников археологи обнаружили взрослых мужчин, одного из которых похоронили в сидячем положении, а другого — расчленённым.

Дьяченко считает это свидетельством влияния северокавказской катакомбной культуры на представителей ямной археологической культуры.

Поясним, что эпоха ранней бронзы в Поволжье в основном представлена памятниками ямной археологической культуры. Поэтому учёный обратил внимание, что эти погребения первой половины III тысячелетия до нашей эры заметно отличаются от традиционной практики ямников.

Ямная археологическая культура занимала обширное пространство от Дуная до Южного Урала около 6 000 лет назад. Она просуществовала не менее полутора тысячелетий.

Ямники получили своё название благодаря характерному погребальному обряду: они хоронили усопших в ямах, над захоронениями насыпали курганы, а покойников хоронили в "скорченном" положении, обильно посыпая их тела охрой и ориентируя их на восток.

Представители этой культуры обычно описываются как европеоиды высокого роста, хотя ямное население имело смешанное происхождение. Среди ямников встречаются и другие антропологические типы, например, близкие к кавказскому.

Скорее всего, они говорили на индоевропейских языках и оказали сильное влияние на население Европы – следы их миграции как на запад, так и на восток, находят в палеогенетических исследованиях.

Первое нестандартное погребение было обнаружено во время раскопок кургана-1 могильника Абганерово-V. В этом довольно крупном сооружении археологи нашли девять погребений, сделанных в разное время.

На дне самого древнего и главного из них лежали останки пожилого мужчины, которого похоронили лёжа на спине с подогнутыми ногами. Позвоночник человека был сломан, а его череп лежал лицом на груди.

Дьяченко объясняет эту замысловатую позу тем, что мужчина был похоронен в позе сидя "на корточках". Его руки и лодыжки, вероятно, были связаны. Никакого погребального инвентаря и охры в могиле найдено не было.

Второе погребение было раскопано во время исследования кургана-9 могильника Аксай-I. На дне центрального погребения археологи обнаружили останки мужчины 50–60 лет с согнутыми в коленях ногами. Около костей его ног находилась часть грудной клетки с правой рукой. Череп покойного лежал рядом, а в стороне от тела находился почти полный позвоночник.

Судя по всему, умершего перезахоронили в расчленённом виде, когда от его останков остались одни кости. По всей видимости, люди старались сохранить традиционное "скорченное на боку" положение.

В этой могильной яме археологи также нашли сигарообразный каменный предмет (видимо, точильный камень) и небольшой сосуд с плоским дном.

Культурную принадлежность этих погребений установить было достаточно сложно из-за нехватки вещественных артефактов, поясняет исследователь. Дьяченко предполагает, что в этих захоронениях архаичные ямные черты переплетаются с элементами новых катакомбных культурных традиций.

Необычные позы погребённых, их центральное положение в захоронениях, а также внушительные могильные сооружения вокруг них также говорят об особенном статусе умерших.

Аксайское погребение, в частности, выделяется кромлехом из крупных камней, венчающих захоронения. Большинство этих каменных сооружений находят в Северо-западной Европе, самым знаменитым из них, пожалуй, является Стоунхендж. Но для ямных курганов Волго-Донского региона кромлехи — относительная редкость.

У сидячих погребений ранней бронзы есть ещё одна любопытная особенность, на которую исследователи обратили внимание ещё в прошлом веке. Это их гендерная специфика. Большинство из похороненных таким способом — мужчины, как и те, что описаны в этом исследовании.

Некоторые авторы объясняют это изменением прижизненного статуса мужчины в раннем бронзовом веке. Тогда начала расти его роль в качестве главы семейнородовой общины. Этот же процесс усиления влияния мужчин в обществе связывают с зарождением культа предков.

Статья с описанием могильников и их необычного содержимого была опубликована в научном журнале Нижневолжский археологический вестник.