Астрономы впервые нашли чёрную дыру-невидимку вне Галактики

Эта художественная концепция показывает, как могла бы выглядеть двойная система VFTS 243, если бы мы наблюдали её вблизи.

Иллюстрация L. Calcada/ESO.

Обнаружить такую "спящую" чёрную дыру привычными методами практически невозможно.

Международная исследовательская группа обнаружила "спящую" чёрную дыру, сравнимую по массе со звездой. Находка была сделана в галактике Большое Магелланово Облако, то есть по соседству с Млечным Путём.

Команда обнаружила, что звезда, породившая чёрную дыру, исчезла без каких-либо признаков мощного взрыва. Это означает, что искать такую "тихоню" — всё равно что искать иголку в стоге сена, отмечают учёные.

Хотя были и другие подобные кандидаты в чёрные дыры, команда утверждает, что это первая "спящая" чёрная дыра звёздной массы, которая была однозначно обнаружена за пределами Млечного Пути.

Чёрные дыры звёздной массы образуются, когда звёзды, массой в десятки раз превышающие Солнце, достигают конца своей жизни и схлопываются под действием собственной гравитации.

В двойной системе, состоящей из двух звёзд, обращающихся вокруг общего центра масс, этот процесс оставляет после себя чёрную дыру со звездой-компаньоном.

Чёрная дыра называется "спящей", если она не излучает большого количества рентгеновского излучения. А ведь именно по нему обычно и обнаруживают чёрные дыры. Это излучение образуется в процессе поглощения чёрной дырой окружающего вещества.

Открытие было сделано благодаря шести годам наблюдений с помощью "Очень большого телескопа" Европейской южной обсерватории (ESO).

Недавно обнаруженная чёрная дыра по меньшей мере в девять раз превышает массу Солнца. Она обращается вокруг горячей голубой звезды, масса которой в 25 раз превышает массу Солнца.

Такие двойные системы с чёрными дырами команда авторов искала уже более двух лет, поэтому астрономы были очень взволнованы находкой.

Открытие также позволяет команде получить уникальный взгляд на процессы, сопровождающие образование чёрных дыр. Астрономы считают, что чёрная дыра звёздной массы образуется в результате коллапса ядра умирающей массивной звезды, но остаётся неясным, сопровождается ли это мощным взрывом сверхновой.

Авторы исследования призывают к тщательному изучению этого вопроса и надеются, что их работа позволит открыть другие чёрные дыры звёздной массы внутри двойных систем с массивными звёздами. А по прогнозам астрономов, в Млечном Пути и в Большом и Малом Магеллановых Облаках их существуют тысячи.

Работа была опубликована в научном журнале Nature Astronomy.

Ранее мы писали о самой маленькой и близкой к Земле чёрной дыре.