Обнаружен наиболее опасный тип ожирения

Ожирение бывает разным, и от его типа может зависеть серьёзность осложнений для здоровья.

Фото Unsplash.

Даже идентичные близнецы могут жить с лишним весом по-разному. Какой тип ожирения опаснее для здоровья и от чего зависит вероятность его развития?

По данным ООН более двух миллиардов человек во всём мире имеют избыточный вес, и более 600 миллионов человек страдают ожирением.

Исследователи из Института Ван Анделя в США отмечают при этом, что до сих пор не существует точной классификации ожирения. Хотя даже на первый взгляд понятно, что это заболевание у разных людей проявляется неодинаково. Кто-то, имея лишние килограммы, считается метаболически здоровым, а у кого-то появляется целый букет недомоганий и заболеваний.

Уточнение диагноза и типа ожирения у конкретного пациента поможет разработать персонализированное лечение и улучшить понимание рисков для его здоровья.

Поэтому учёные направили своё внимание на разработку системы стратификации людей с ожирением. Подход, который применили авторы работы, был основан исключительно на уже существующих данных.

Исследователи утверждают, что впервые увидели, что существует как минимум два различных метаболических подтипа ожирения. Оба имеют физиологические и молекулярные особенности, влияющие на здоровье.

Исследование также раскрывает новые подробности о роли эпигенетики и случайности в том, каким будет здоровье человека, а также даёт представление о связи между гормоном инсулином и ожирением.

Сегодня для диагностики ожирения применяется измерение индекса массы тела (ИМТ), который рассчитывается путём сравнения веса по отношению к росту.

Это несовершенная мера, говорят учёные, так как она не учитывает основные биологические различия и может исказить оценку состояния здоровья человека.

Совместив глубокий анализ данных с последующими лабораторными исследованиями на мышах, учёные обнаружили четыре метаболических подтипа, влияющих на индивидуальные типы телосложения: два склонных к худобе и два склонных к ожирению.

Один подтип ожирения характеризуется большей жировой массой, в то время как другой характеризуется увеличением как жировой, так и мышечной массы.

Команда обнаружила, что именно второй тип ожирения оказался связан с повышенным воспалением, что в свою очередь повышает риск некоторых видов рака и других заболеваний.

Это неожиданный вывод, так как увеличенную мышечную массу принято ассоциировать с интенсивной и регулярной физической активностью и высокой мышечной силой: двумя факторами, которые считаются полезными для организма и связаны с увеличением продолжительности жизни.

Теперь же новые результаты учёных говорят о том, что в комбинации с ожирением мышцы вовсе не помогают организму избежать болезней.

Оба подтипа ожирения наблюдались в нескольких когортах исследования, в том числе у детей. Когортами учёные называют группы участников, сходные по важным для исследования демографическим и медицинским характеристикам.

Чтобы лучше понять, как разные типы ожирения влияют на риск появления тех или иных заболеваний и реакцию на лечение, научная группа проверила полученные результаты на мышиных моделях.

Этот подход позволил учёным сравнить генетически идентичных мышей (близнецов), выращенных в одной среде и получавших одинаковое количество пищи.

Сделано это было для того, чтобы выявить особенности среды, которые приводят к появлению того или иного типа ожирения, полностью исключив генетический фактор.

Однако тут стоит вспомнить, что в течении жизни наш генетический код работает "в разном темпе": постоянно происходят изменения в работе генов, которые не связаны с исходной последовательностью нуклеотидов в ДНК, подаренной нам мамой и папой. При этом все современные генетические исследования опираются именно на "стационарный" генетический код.

Раздел науки, исследующий изменчивые процессы, называется эпигенетикой, а особенности генов, не связанные с последовательностями ДНК и возникающие "случайным образом" в отдельном организме — эпигенетическими.

Изменения в работе генов выражаются в колебаниях их активности в течение дня или даже года, что приводит в определённый момент времени к увеличению или уменьшению синтеза белков. Последнее в свою очередь влияет на рост и деление клеток. В результате всё это может серьёзно отразиться на функционировании всего организма, как положительно, так и отрицательно.

Эпигенетическими механизмами объясняется и то, что у близнецов, то есть генетически идентичных людей, может быть, к примеру, разный цвет глаз и волос.

Новое исследование показало, что "воспалительный подтип", или ожирение с высокой мышечной массой, по-видимому, вызывают именно эпигенетические изменения. То есть на данный момент это можно объяснить только чистой случайностью, говорят авторы исследования.

В рамках эксперимента мыши в разных группах получали разную по составу и калорийности диету. У ряда из них диета должна была способствовать ожирению.

Так учёные обнаружили, что у разделения на подтипы, похоже, не существует "золотой середины". Генетически идентичные мыши-родственники либо вырастали до большего размера, либо не набирали лишней массы, без какого-либо плавного "перехода" между этими характеристиками.

Аналогичная картина наблюдалась в данных более чем 150 пар близнецов-людей.

Только 30–50% обнаруженных исследователями закономерностей могут быть связаны с генетикой или влиянием окружающей среды.

Это значит, что половина того, что мы представляем собой при жизни, управляется чем-то другим. Это явление учёные называют необъяснимой фенотипической изменчивостью (unexplained phenotypic variation). Оно представляет собой как трудность, некую серую неизученную область, так и неиспользованный научный и медицинский потенциал.

Исследование показывает, что корни необъяснимой фенотипической изменчивости могут лежать в эпигенетике. Эта область, в таком случае, должна представлять особенный интерес для исследований персонализированных методов лечения разных заболеваний.

Авторы работы рассчитывают, что их выводы послужат основой для разработки будущих стратегий доказательной медицины, которые будут применимы на практике. Новые методы помогут лучше понять, от чего зависит состояние здоровья пациента и как его можно улучшить в индивидуальном порядке.

Очень интересное исследование, открывающее для учёных совсем новые измерения в генетике, было опубликовано в научном журнале Nature Metabolism.

Ранее мы также рассказывали про "социально заразное" ожирение и о том, как сон помогает меньше есть.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Наука" и "Медицина" на медиаплатформе "Смотрим".