Впервые обнаружен организм, поедающий вирусы

Учёные полагают, что даже в небольшом пруду инфузории поглощают 10 триллионов вирусов в день.

Фото PxHere.

Вирусы везде: в воде, воздухе, на различных поверхностях. Неудивительно, что живые существа порой употребляют их в пищу. Однако недавно учёные впервые обнаружили удивительный организм, который питается вирусами на постоянной основе и благодаря этому выживает.

Всё вещество этого мира так или иначе питает кого-нибудь. Мы едим животных, растения, водоросли, насекомых и даже бактерии сейчас производят для нас еду. Однако мало кто в природе хотел бы есть… вирусы. Даже безобидные.

Исследователь Джон ДеЛонг из Университета Небраски-Линкольн обнаружил микробы, которые поедают вирусы и при этом не просто хорошо себя чувствуют, но ещё и размножаются.

ДеЛонг поясняет, что вирусы "состоят из действительно хороших материалов: нуклеиновых кислот, большого количества азота и фосфора". По его мнению, всё живое должно хотеть их съесть. Ведь такое большое количество видов готово съесть всё, что имеет хоть какую-то питательную ценность и до чего может дотянуться.

В общем, можно было бы ожидать, что рано или поздно какой-то организм научился бы есть и вирусы.

Чтобы проверить свою гипотезу, Делонг и его команда собрали образцы воды из пруда, затем выделили из них разные микробы и добавили в их среду большое количество хлоровируса. Этот житель пресноводных водоёмов атакует зелёные водоросли.

На протяжении нескольких следующих дней учёные подсчитывали: сколько в образцах микробов и вирусов. Это позволило выяснить, кто кого ест или не ест и как себя при этом чувствует.

Оказалось, что инфузория, известная как Halteria, не прочь закусить хлоровирусами. В образцах воды, где более не было никакой потенциальной пищи "галтерии" кроме вирусов, поселение инфузорий выросло примерно в 15 раз в течение двух дней. В то же время хлоровирусов стало в 100 раз меньше.

Когда же учёные намеренно лишили "галтерии" обеда из вирусов, те расти перестали.

На этом исследователи не остановились и внедрили в вирус светящиеся метки. Позднее они обнаружили, что и "галтерии" начали светиться. Это явно указывало на то, что инфузории поглотили вирусные частицы.

Теперь учёные предлагают новый термин "вироядные", по аналогии с травоядными и плотоядными. Соответственно, инфузории рода Halteria можно считать первым известным вироядным организмом.

И, скорее всего, в дальнейшем биологи найдут ещё немало подобных организмов. (По правде сказать, они уже нашли нескольких инфузорий, но пока не опубликовали новые результаты.)

Кстати, некоторые вирусы тоже питаются бактериями (так называемые бактериофаги). И нельзя сказать, что они исключительно вредны для природы, так как такие вирусы выполняют массу важных функций.

В случае "вироядных" учёные также планируют изучить, как они влияют на разные экосистемы, чтобы понять их роль в пищевых цепях и более крупных системах, таких как круговорот углерода в природе. Ведь углерод — это не только вредные выбросы в атмосферу, но и основа любой органики.

Статья авторов открытия вышла в журнале PNAS.

Ранее мы рассказывали об обнаружении новых для науки вирусов в океане и тающих ледниках, а также о первом видео, которое показывает "танцы" вируса в поисках подходящей жертвы.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Научпоп" на медиаплатформе "Смотрим".