Интеллект животных 1 год назад

Внезапно: рыбы узнали себя на фотографиях так же, как это делают люди

Маленький губан-чистильщик рядом с рыбой-хирургом.

Фото Brian Gratwicke/ CC BY 3.0.

Губаны-чистильщики не просто узнают себя на фото. Они узнают себя "в лицо", что очень похоже на человеческую способность различать людей.

Губан-чистильщик, или рыба-доктор, узнаёт себя не только в зеркале (стандартный тест для животных), но и на фото.

При этом рыбка отличает своё изображение от фотографий других рыб и распознаёт именно "лица", а не какие-то другие части тела. Так же узнают друг друга и более развитые социальные животные — к примеру, люди.

На удивление "человеческую" способность рыб различать "лица" обнаружила исследовательская группа, работавшая под руководством специалистов из Осакского университета Метрополитен.

Соответствующие эксперименты проводились с губанами-чистильщиками (вид Labroides dimidiatus). Они хорошо известны способностью узнавать себя в зеркалах.

Свои способности эти рыбки применяют по естественному назначению: чтобы вычислять незнакомых чистильщиков, которые вторгаются на их территорию, и нападать на них.

В ходе эксперимента чистильщикам показывали четыре фотографии: их фото, фото незнакомой рыбы-чистильщика, и две отредактированных фотографии, где "лица" двух рыб поменяли местами.

Губаны не нападали на фотографии со своим "лицом", даже прикреплённым к телу незнакомой рыбы. Нападали они только на фотографии с незнакомыми "лицами".

Эти результаты демонстрируют, что рыбы определяют, кто изображён на фото, именно по "лицу".

Чтобы подтвердить, что рыбы не нападали на свои фото, потому что узнавали себя (а не какую-то ещё знакомую им рыбу), учёные провели дополнительный эксперимент.

Рыбам показывали фото, где у них около головы была видна искусственная отметина, похожая на паразита. Исследователи выяснили, что шесть из восьми губанов, увидев на своём фото странный след, тёрли на себе это место, пытаясь счистить предполагаемого паразита.

Такой реакции не наблюдалось, если рыбам показывали их фото без следов паразитов, а также фото знакомых рыб с такими следами.

Исследователи считают, что, скорее всего, животные могут узнавать своё отражение в зеркале, видя, что движения животного в зеркале соответствует их собственным движениям.

Однако в данном эксперименте губаны также могли распознавать свои "лица" на неподвижных изображениях.

Авторы работы предполагают, что губаны и другие животные, прошедшие зеркальный тест, могут создавать образ себя в голове и хранить его в памяти, сравнивая его с тем, что они видят в зеркалах и на фото.

Но, прежде чем делать столь смелые выводы о том, что творится в голове бессловесных тварей, необходимо увидеть результаты многих других исследований.

Новая работа была опубликована в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Научпоп" на медиаплатформе "Смотрим".