В Томске произвели авиатопливо из биомасел и кулинарных отходов

Авиационное композиционное биотопливо для гражданских самолетов из растительных масел и кулинарных отходов получили в Томске. При производстве первых опытных образцов использованы четыре вида сырья.

Это рыжиковое, рапсовое, талловое масла, а также отходы масел от кулинарного производства. Биотопливо намного экологичнее по сравнению с традиционным авиатопливом, получаемым из нефти. Но оно также не должно уступать ему по экономическим показателям. Для этого в Томском политехническом университете планируют подобрать катализаторы, которые позволят получать биотопливо с заданными физико-химическими характеристиками и повысят выработку итогового продукта.

"При этом рассматриваются три метода получения такого альтернативного топлива – каталитический крекинг, процесс Фишера-Тропша и гидрокрекинг", – пояснила сотрудник инженерной школы природных ресурсов ТПУ, профессор отделения химической инженерии Елена Ивашкина.

Томские ученые параллельно с применением методов искусственного интеллекта разрабатывают интеллектуальную базу данных, которая упростит выбор компонентов, катализаторов и параметров процесса для синтеза новых сортов топлива из биосырья в промышленном масштабе. Особенно это актуально из-за ограничений при использовании импортных программных продуктов на российских заводах, добавляет профессор исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов Томского политеха Дмитрий Глушков. Это упростит, ускорит и облегчит создание топливных рецептур, их тестирование и производство.

Производство топлива из отработанного фритюрного масла – общемировой тренд. А в Испании для производства биотоплива используются отходы производства оливкового масла – косточки и жмых. В Англии и Дании пытаются заменить бензин мочой, а во Франции – отходами виноделия.