"Нужно быть проще": Тихон Жизневский – о "Майоре Громе", театре и звездной болезни

Тихон Жизневский // Фото предоставлено Disney Studios
Тихон Жизневский // Фото предоставлено Disney Studios
В эксклюзивном интервью нашей медиаплатформе актер Тихон Жизневский, сыгравший главную роль в блокбастере "Майор Гром: Чумной Доктор", поделился своими мыслями о первом русском боевике, снятом по комиксу, о роли театра в своей жизни и о новом актерском поколении.

1 апреля на большие экраны вышла долгожданная новинка и первая экранизация отечественных комиксов о русском супергерое – картина "Майор Гром: Чумной Доктор". Главного героя – неподкупного Игоря Грома, звезду полиции Санкт-Петербурга – сыграл Тихон Жизневский. В беседе с корреспондентом медиаплатформы "Смотрим" он рассказал о первом русском блокбастере, снятом по мотивам мегапопулярного комикса студии Bubble, о том, чем для него является Александринский театр, о героях нового актерского поколения и о том, почему ему больше не страшна звездная болезнь.

- Каково вам было играть в первом российском блокбастере, снятом по российскому комиксу?

- Сыграть первого супергероя в российском фильме по нашему отечественному по комиксу – это, конечно, исторический момент. Это очень здорово и волнительно. Если тебе предлагают возможность сняться в таком масштабном проекте, то ты идешь и снимаешься.

- Чем отличается майор Игорь Гром от героев других комиксов?

- Он немножечко нудноватый. Он следователь, а это работа не из самых веселых, скорее, наоборот – тяжелая и сложная. Он много работает и мало спит, поэтому все время уставший. Нет особо жизненной энергии, чтобы веселиться. А его главная суперспособность – это то, что он не коррумпированный следователь и может прожить на обычную зарплату. Вообще, я человек повеселей, чем Игорь Гром, поэтому протискивал в фильм свой юморок.

Кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор"

- Чтобы сыграть роль следователя, пусть и героя комиксов, нужно хоть чуть-чуть разбираться в теме. Как вам удалось так органично вжиться в роль?

- Я очень подробно общался со своим товарищем, с настоящим следователем, много его опрашивал, а он много рассказывал о своей работе, пару раз даже хотел взять меня с собой на какие-то задержания, но у меня не получилось поехать. Он смотрел сценарий, вносил в текст правки, чтобы выглядело более органично и не так нафантазированно, и сильно этим помог. Нужно будет обязательно посмотреть на реакцию настоящих следователей, послушать, что они скажут. Понятно, что это в какой-то степени фантастика, но все равно было бы интересно.

- Как вы думаете, такие герои, как майор Гром, нужны в реальной жизни или их место – сугубо на страницах комиксов?

- Я думаю, что они не просто нужны, они существуют. Может, и не побьют десять человек, хотя есть и такие, но герои существовали всегда и во все времена, в разных профессиях. Как в фильме "Огонь", например, когда, не имея каких-то суперспособностей, ребята каждый день совершают подвиги. Это достоинство и гордость нашей страны.

- Как вы сработались с режиссером Олегом Трофимом? Что он за человек и какой на площадке?

- Этот человек – супергерой. От Олега исходит какая-то безумная, неостановимая, неуправляемая энергия, просто атомная термоядерная, которая заряжает всех на съемочной площадке. Мы все называли его "атомный узбек". Он выдает просто невероятное количество этой энергии. Даже если ты устал и хочешь к маме, работаешь уже пятую смену подряд, то Олег своим подходом и горящими глазами все равно заряжает тебя и направляет.

Кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор"

- Были ли у вас какие-то референсы в работе? На что вы ориентировались, создавая экранный образ майора Грома?

- Фильмы – нет. Комиксы до этого я не читал. А серию про майора Грома, если честно, открыл первый раз, только когда стал непосредственным участником проекта. Из референсов был, пожалуй, только телесный, физический. Сначала Олег предлагал в виде ориентира "Смертельное оружие", но потом появился образ Брэда Пита из "Бойцовского клуба". Больше особых референсов не брали.

- В Сети есть ролик о вашей физической подготовке к съемкам. Было тяжело?

- Нет, готовиться было замечательно и весело, а вот уже работать с учетом всех физических нагрузок было тяжело, много трюков и драк. Были даже травмы, я порвал мышцу на ноге и нечаянно сломал нос каскадеру.

- После выхода "Майора Грома" на экраны вы не боитесь стать заложником одной роли?

- У меня и до майора Грома есть разноплановые роли, которые, как мне кажется, ни внешне, ни внутренне не похожи друг на друга. А если после выхода фильма начнется какой-то спрос на роли полицейских, то я не буду этого делать. Зачем? Мне это просто не интересно, мне интересно делать что-то разненькое.

Кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор"

- Теперь, когда у вас есть такая возможность, как вы выбираете для себя роли? На что ориентируетесь в первую очередь?

- В первую очередь, важно, чтобы было интересно, чтобы был хороший сценарий и интересный персонаж. Хочется, конечно, идти в направлении разнообразности характеров персонажей, чтобы они были не похожи друг на друга, чтобы они меняли внешность, чтобы это были вообще абсолютно разные сущности, чтобы по возможности было максимальное перевоплощение.

- Александринский театр для вас – это жизненная необходимость или реализация творческих амбиций?

- Меня учили театральному ремеслу. У меня в дипломе написано: актер театра и кино. Не зря же я учился. Есть, конечно, которые учились-учились на юриста, а потом стали художниками, но вот я учился в театральном институте и театром занимаюсь. Театр – мой родной дом, который меня пригрел и дал мне основные навыки, которые я переношу и в кино.

- Если вы выпадете из кинообоймы, не расстроитесь и сосредоточитесь на театре?

- Честно говоря, не знаю. Я слукавлю, если скажу, что не расстроюсь. Наверное, все-таки расстроюсь. Мне тяжело сейчас об этом рассуждать, потому что я пока еще вроде держусь в кинообойме. А если вдруг так получится, то продолжу дальше искать в театре интересные приемы и какие-то внутренние открытия.

Тихон Жизневский, кадр из спектакля "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал"

- Как вы отнесетесь к тому, что в театр будут приходить посмотреть на майора Грома?

- В Александринском театре есть своя аудитория, которая на 70% состоит из молодежи. Но если вдруг так получится, что из-за моей медийной популярности в театр начнут приходить новые люди, то это прекрасно. Я надеюсь, что благодаря театральным работам у меня получится их переубедить, и зрители будут приятно удивлены тем, что эти роли то-своему хороши, даже если они совсем не похожи на майора Грома. Мне кажется, им будет любопытно посмотреть на моих театральных персонажей.

- Вы готовы к тому, что после "Майора Грома" вас может накрыть волна суперпопулярности?

- Я думаю, к этому нельзя быть готовым. Может быть, у меня и съедет крыша. Но хотелось бы, конечно, остаться порядочным человеком. Еще до института я снялся к "Дикарях" и полтора года мне казалось, что я король и что никто ничего не понимает в профессии, и я один могу рассказать и показать, как нужно. А на втором курсе я уже спустился с небес, понял, что ничего я не умею и начал постигать азы профессии. Поэтому я надеюсь, что такого больше не произойдет: популярность – вещь очень опасная.

- Александр Петров мечтает об "Оскаре", о чем часто говорит в своих интервью. А у вас есть такие амбиции? Определяют ли сегодня награды что-то в карьере?

- Мы обсуждали этот вопрос с Ваней Янковским. Он мне говорит: "Вот у меня две премии, и ничего не изменилось, я как снимался, так и снимаюсь, у меня как были предложения, так и есть. И чего-то особенного в связи с этим не происходит". Я думаю, что все эти награды – это здорово и приятно, это гладит твое актерское самолюбие, но не более того. Я не считаю "Оскар" какой-то супернаградой. Я видел много фильмов и актерских работ, которые не представляли из себя ничего особенного, но были отмечены "Оскаром". Для меня эта награда необъективная. А вот поучаствовать в авторском проекте у Быкова или Хлебникова и получить "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля было бы здорово. А так нам и здесь хорошо.

- Следите за чьей-нибудь карьерой из коллег по актерскому цеху?

- Я слежу за карьерой Дмитрия Лысенкова, даже смотрел все номера Димы в проекте "Танцы со звездами". Он очень люб и дорог мне. Мы работали в одном театре и сохранили замечательные дружеские отношения. Я его очень ценю – как театрального артиста в первую очередь. Я вообще не знаю в нашей стране таких профессионалов, как Дима. Слежу за друзьями – Ваней Янковским, Филиппом Бледным. А мне еще, знаете, кто нравится? Саша Яценко, Юра Борисов и Саша Петров. Он вообще очень органичный и суперзаряжен энергетически.

Кадр из программы "Танцы со звездами"

- Есть такое выражение "старые – тихие, новые – дерзкие". Какие вы – новое актерское поколение?

- Я думал на эту тему. И мне кажется, что наше главное преимущество в том, что мы не бросаемся в омут с головой, а ищем для себя все самое интересное. Грубо говоря, занимаемся не только зарабатыванием денег, а более осознанно подходим к своей работе, к выбору проектов. Еще мы следим за собой, опять же глицинчик, витамин С, рыбий жир, спирулиночка, спорт. Лет 15-20 назад все было по-другому.

- У вас харизма простого парня с широкой русской душой, который в любой момент готов прийти на помощь. Это такое стопроцентное попадание в русский менталитет. Готовы стать народным героем?

- Спасибо большое, я надеюсь, что так и есть. Потому что по большому счету я человек из народа, из маленького провинциального городка с населением 12 тысяч человек. Вырос на берегу Балтийского моря, у меня было абсолютно счастливое детство. Если получится так, как вы говорите, то здорово. Мне кажется, люди соскучились по искренности. Если получается быть прямодушным, открытым, и это цепляет народ – это хорошо. Нужно быть проще.

Текст: Татьяна Санина // Видео: Евгений Петров // Монтаж: Евгений Антипин

Smotrim.ru