Как написать детектив: 7 слагаемых успеха от Александры Марининой

Александра Маринина и Елена Яковлева в образе героини ее детективов Насти Каменской


Александра Маринина // www.mk.ru/culture/2020/05/25/aleksandra-marinina-rost-prestupnosti-neizbezhen.html

Александра Маринина и Елена Яковлева в образе героини ее детективов Насти Каменской
16 июня поздравления с днем рождения принимает писательница Марина Алексеева, которую любители детективов знают под псевдонимом Александра Маринина. Создательница одного из самых известных современных российских литературных персонажей – оперативника МУРа Анастасии Каменской – не раз говорила в интервью о том, как пишет книги, делилась секретами писательского мастерства. Предлагаем узнать формулу успеха писательницы в день ее рождения.

Писательница Марина Алексеева, которой 16 июня исполняется 65 лет, подарила российскому детективу два имени, без которых этот жанр в нашей стране уже трудно представить. Первое – ее литературный псевдоним Александра Маринина (под ним Алексееву знают и любят). А второе – имя придуманного ею персонажа Насти Каменской, героини трех десятков детективных историй. Большинство из них легли в основу популярного телесериала "Каменская" с Еленой Яковлевой в главной роли.

Прежде чем написать свою первую книгу о поисках преступника, Александра Маринина долгие годы профессионально занималась криминологией – изучала склад личности рецидивистов. Выпускница юрфака МГУ ушла в отставку в звании подполковника милиции. Знание мира преступлений и наказаний, разумеется, помогает ей в литературном творчестве, но отнюдь не только оно.

В день рождения писательницы попытаемся разгадать формулу ее успеха. Что же надо делать, чтобы стать автором идеального детектива?

1. Стремиться к правде

Первое правило писательницы Марининой, о котором она не раз говорила в своих интервью, касается сюжета детектива. Его она придумывает на основе увиденного в реальной жизни, но никогда не передает полностью – не рискует выпустить пособие по совершению преступлений. Если в детективном романе затрагивается какая-либо профессиональная сфера, то автор обязательно читает узкоспециальную литературу и консультируется с экспертами в тех или иных вопросах. Достоверность и точность необходимы даже в придуманном мире, от этого он становится лишь интереснее читателю.

2. Быть наблюдательной

Сюжет для детектива, неоднократно отмечала Александра Маринина в интервью, можно найти, просто наблюдая за людьми. Любопытный взгляд и открытое сердце помогают ей подмечать и анализировать то, как живут люди, а потом отражать маленькие личные открытия в тексте. По признанию писательницы, детективный сюжет складывается не в начале работы над книгой, а в процессе. И самое сложное в этом деле – начать первую фразу и выбрать финальную.

3. Интересоваться взаимоотношениями людей

В книгах Марининой профессиональная жизнь героев занимает почти все пространство. В частности, о личной жизни Насти Каменской в романе написано гораздо меньше, чем о ее работе. И все же писательница убеждена, что "общественное" всегда состоит из "личного". Личные дела у человека всегда стоят на первом месте, считает Маринина, и все ее книги – о них. В беседе с РИА Новости она признавалась, что книга обычно задумывается автором не для того, чтобы рассказать о преступлении, а для разговора о какой-то проблеме, идее, судьбе, личной драме.

4. Не полагаться на вдохновение

Одного вдохновения для работы над книгой недостаточно. Необходимы терпение, трудолюбие, желание переложить мысли и чувства на бумагу, а также дисциплина, причем последнее условие – одно из главных. По словам писательницы, вся ее жизнь подчинена четкому распорядку. Эта упорядоченность дел позволяет в нужный момент сконцентрироваться на выписывании детективных хитросплетений. Если знаешь, как будет развиваться ситуация в книге, нужно брать себя в руки и описывать задуманное, говорила автор детективов в интервью. А если не знаешь, останавливаешься и думаешь. Размышления, кстати, могут длиться и днями, и неделями, и месяцами.

5. Оставаться наедине с собой

Маринина не раз отмечала в разговорах с журналистами, что ведет закрытый образ жизни и постоянно общается лишь с узким кругом самых близких людей. Для работы ей тоже необходимо уединение. Новые сюжетные линии приходят в голову, когда никто не отвлекает от мыслей, к примеру, во время длительных прогулок.

6. Работать не только головой

Выйти из писательского ступора, когда работа над текстом не клеится, помогает чтение литературы: знакомство с чужими мыслями и рассуждениями стимулирует появление своих собственных. Вдобавок для автора важно постоянно сохранять голову "в рабочем состоянии". В период творческого застоя разбудить мозг помогает механический, ручной труд. Писательница рассказывала, что в разное время занималась вышивкой, йогой, танцевала фламенко, собирала пазлы, играла на фортепиано – и все это благотворно сказывалось на творческой форме.

7. Заниматься любимым делом

И все же главное правило Александры Марининой и секрет ее успеха кроется, похоже, в другом. И его она раскрыла на примере своей знаменитой героини Насти Каменской, которая утвердилась в традиционно мужской профессии. Как ей это удалось? Она с полной самоотдачей занималась любимым делом, и результат не заставил себя долго ждать. Жизнь следует организовывать так, чтобы иметь возможность заниматься тем, что тебе действительно интересно, важно и нужно, тем, во что с удовольствием вкладываешь душу и ум, говорила писательница в интервью журналу "Лиза". При таком подходе все необходимое для успеха обязательно приложится.

Сразу несколько сезонов сериала "Каменская" доступно на медиаплатформе "Смотрим".

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте Яндекс.Дзен и Telegram.