Борьба с лекарственно-устойчивой малярией ослабляет защиту перед микробами

Диагностические тесты сократили количество назначений противомалярийных препаратов, но такой положительный подход дал неожиданный "побочный эффект".

Диагностические тесты сократили количество назначений противомалярийных препаратов, но такой положительный подход дал неожиданный "побочный эффект".
Иллюстрация Global Look Press.

Недавнее исследование подтвердило старую истину: у любой медали две стороны. Несколько лет назад учёные внедрили в африканских странах правило "диагностика-до-лечения". Пациент сначала проходит тест на малярию, и только затем ему назначают препараты. В результате лекарств без дела стали употреблять меньше. Но был выявлен побочный эффект такого подхода.

Экспресс-тесты, определяющие, есть ли у человека малярия, привели к резкому падению бесполезных назначений лекарственных средств против этого заболевания (в случае, если у человека такого заболевания не обнаружено, естественно). Но в то же время, подобный тест, по всей видимости, привёл и к увеличению использования антибиотиков.

Диагностические экспресс-тесты (rapid diagnostic tests) могут быстро показать, заражён ли человек малярией, если у него наблюдается лихорадка. Подобная диагностика стала широкодоступной после того, как специалисты ВОЗ внедрили правило "диагностика-до-лечения" в 91 африканской стране. Подобная программа была частью общего проекта по сокращению чрезмерного использования противомалярийных препаратов, что способствовало развитию лекарственно-устойчивой малярии.

После введения такого правила глобальное тестирование заболевания выросло с 45 миллионов тестов в 2008 году до 314 миллионов в 2014 году. Анализ 500 тысяч медицинских осмотров в Танзании, Гане, Уганде, Нигерии, Камеруне и Афганистане за период с 2007 по 2013 годы показал, что диагностические тесты сократили использование рецептурных противомалярийных препаратов.

В клиниках, в которых не используются диагностические тесты, противомалярийные препараты даются от 20 до 100 процентам пациентам с лихорадкой. Иная ситуация в клиниках, которые этот тест проводят: здесь подобные медикаменты даются от 8-69 процентам людей.

С одной стороны, это хорошая новость для предотвращения распространения устойчивых форм малярии из Юго-Восточной Азии в эти регионы. Но использование диагностических тестов, по всей видимости, преподнесло и неприятный сюрприз. Как оказалось, побочным эффектом введения такой практики стало увеличение числа людей, которым назначают антибиотики.

В большинстве исследованных районов антибиотики давались 40-80 процентам пациентов, у которых наблюдалась лихорадка, но при этом отсутствовал положительных результат теста на малярию. Подобную "немалярийную" лихорадку можно лечить с помощью того же парацетамола и обильного питья воды, но такая методика прописывалась менее чем 25 процентам больных.

Всё это вызывает довольно серьёзное беспокойство у экспертов, поскольку увеличивает неоправданное применение антибиотиков. Оно же может привести к дальнейшему обострению международной проблемы устойчивости к бактериям.

"Существует реальный риск появления устойчивости к антибиотикам из-за широкого применения подобных лекарств", — заключает Клер Чендлер (Clare Chandler) из Лондонской школы гигиены и тропической медицины.

Результаты исследования представлены в журнале American Journal of Tropical Medicine and Hygiene.

Добавим, что недавно было найдено ещё одно опасное последствие малярии. Однако исследователи постоянно совершенствуют методы лечения этого заболевания. Так, вакцина от малярии с живыми паразитами показала стопроцентный результат. Тем временем для борьбы с заболеванием используют запах кур и сушёную полынь.