Тема:

Кризис Евросоюза 3 месяца назад

Великобритания: писк мышонка и раскол правительства

Пока Грецию насильно превращают в отрезанный ломоть Европы, Великобритания сама стремится отчалить от континента подальше.

Автор: Дмитрий Киселёв

Пока Грецию насильно превращают в отрезанный ломоть Европы, Великобритания сама стремится отчалить от континента подальше. Мало того что премьер Кэмерон выторговал для своей страны на саммите ЕС особую миграционную политику, так пренебрежение к Европе англичане демонстрируют даже в мелочах. Британская торговая сеть Tesco решила распрямить французские круасаны — традиционно изогнутые французские булочки из слоеного теста.

Даже само слово "круасан" в переводе означает "полумесяц", но англичане, как показалось французам, назло им решили все же круасаны распрямить, мол, так легче намазывать.

Французские социальные сети отреагировали бурей, а кто-то из французов требует за такое островное варварство "выкинуть англичан из Евросоюза" и даже объявить Великобритании войну. Но это уж совсем радикально. Многие все же готовы взять англичан на поруки с тем, чтобы обучить их хорошим манерам и технике обращения с круасаном.

Впрочем, распрямленные английские круассаны — лишь символ. Все гораздо серьезнее.

Автор: Александр Хабаров

Впервые со времен Фолклендской войны на Даунинг-стрит на срочное совещание вызвали всех министров. Дэвид Кэмерон должен был отчитаться в том, чего он достиг в Брюсселе, пользуясь тем, что Евросоюз сейчас переживает период острого кризиса.

Одна из составных частей Евросоюза и так отрезана естественной, природной линией, имя которой Ла-Манш, это если смотреть со стороны континента. Но британцы упорно называют его English Channel. Эта водная преграда всегда подчеркивала обособленность британской политики: своя валюта, свои визы, подчеркнуто особые отношения с США.

Даже связавший с материком Евротуннель получился, как горлышко бутылки, которую можно заткнуть, и тысячи стремящихся в Англию мигрантов останутся месить французскую грязь. А ведь именно миграционные проблемы для Великобритании стали последним толчком в сторону выхода из Евросоюза. И дольше всего в Брюсселе ломали копья из-за того, что британцы хотят срезать социальные пособия приезжим. И не чужим, а своим, европейцам. Этому особенно сопротивлялась Польша, потому что за последние 12 лет в Великобританию переехало около миллиона поляков, и эти люди не хотят ущемления своих общеевропейских прав.

Но в нынешней ситуации Евросоюз вынужден уступать. Великобритании все-таки разрешили сокращать пособия мигрантам, пообещали снизить бюрократические барьеры и гарантировали, что Лондон не будет участвовать в операциях по спасению евро, о чем Кэмерон торжественно сообщил на Даунинг-стрит.

"Наш особый статус означает, что мы не принимаем то, что нам не подходит. Мы никогда не присоединимся к евро, никогда не будем расплачиваться за долги Еврозоны", — заявил Кэмерон.

Но для английских евроскептиков это не было речью победителя. Как выразился один из них, из Лондона раздался "писк мышонка, а не рычание грозного льва". Обсуждение достигнутых договоренностей завершилось расколом в правительстве. Не успел Кэмерон объявить дату референдума о членстве в Евросоюзе — он состоится в этом году 23 июня — и призвать соотечественников оставаться в Единой Европе, как шестеро его подчиненных демонстративно потребовали выхода. Один из повстанцев — министр юстиции Майкл Гоув — подробно объяснил, почему Великобритании в Евросоюзе не место.

"У нас одна из самых мощных экономик мира. В ООН мы сидим за главным столом, мы в руководстве НАТО и готовы продолжать работать вместе с Евросоюзом. И для этого совершенно не нужно, чтобы жизненно важные решения принимали не мы сами, а это делали бы за нас в Брюсселе", — считает Кристофер Джон Брайант, член парламента Великобритании от Лейбористской партии, заместитель Палаты общин.

"Вместо того чтобы обеспечивать безопасность в этом неспокойном мире, Евросоюз в результате своей политики сам стал источником нестабильности и угрожает безопасности. Колючая проволока опять разделяет континент, всплыли исторические трения между странами, причем в самом ужасном виде, как, например, между Германией и Грецией. Евросоюз оказался не способен разобраться с кризисами в Ливии и Сирии", — уверен Гоув.

Самый свежий опрос общественного мнения газеты The Mail on Sunday показывает, что за то, чтобы остаться в Евросоюзе, выступают 48% избирателей, против — 33%, 19% пока не определились. Цифры могут меняться, и перспектива выхода вполне реальна. Это признают и на Даунинг-стрит.

"Я не люблю Брюссель, я люблю Британию. И я первым говорю, что Европе еще многое нужно изменить и это не ограничивается принятыми решениями. И я никогда не скажу, что мы не выживем без Европы. Мы — великая Британия. Мы можем многое. Но не в этом вопрос референдума, а в том, станем ли мы сильнее, будет ли нам лучше и безопаснее, если мы останемся вместе с Европой, или будем одни?" — сказал Дэвид Кэмерон.

Почти шекспировские страсти, но дальше уже по Киплингу: на крыльце резиденции премьера появился его любимый кот Ларри как образ расчетливой Британии, гуляющей сама по себе.