Жители Китая хранят в сердцах память о помощи советских воинов при освобождении Маньчжурии. Это было одно из самых значимых и стремительных сражений, которое поставило точку во Второй мировой войне. В честь 75-й годовщины начала операции против японских захватчиков в Харбине вспоминают павших воинов. В этом году из-за закрытых границ памятные мероприятия получились не столь масштабными, но главное неизменно: память потомков.
Священной та война была и для них тоже, отчего известную всем советскую песню они исполняют на китайском с тем же трепетом, как 75 лет назад ее пели их родители, освобождавшие китайскую Маньчжурию в составе Красной армии.
"Это настоящая гимнастерка моего отца, даже пуговицы те же самые. И советский орден – Красной Звезды", – показывает сын ветерана Второй мировой войны Чжун Пин.
Этот орден отец Чжун Пина, тогда молодой советский лейтенант Го Чжун Фу – вот его офицерская книжка бойца 88-й интернациональной бригады, таких на весь Китай осталось не больше трех – получил как раз за разведоперацию в самом тылу Квантунской армии прямо накануне масштабного советского наступления.
"Отец рассказывал, что когда из 10 разведчиков в живых возвращались двое, это было уже хорошо. Это сейчас мы об этом так легко с вами говорим – а только представьте, что они пережили, и какой подвиг совершили!", – говорит он.
Маньчжурская наступательная операция считается одной из самых успешных за всю историю Второй мировой. Войска трех фронтов Красной армии – более полутора миллионов человек, в кратчайшие сроки переброшенные с запада на восток, – под командованием маршала Василевского всего за десять дней активных боев продвинулись вглубь на 600 километров.
Японская оборона и контрнаступление сорваны, более чем миллионная Квантунская армия, что контролировала весь китайский северо-восток, разбита и капитулирует. Это, по сути, поставит точку и во всей Второй мировой. А в самом русском городе Китая и сегодня рассказывают, как после 14 лет японской оккупации здесь встречали советских героев цветами.
"У Китая была очень горькая, очень трагичная история. И Советский Союз – первый, кто помог нам стать сильной страной. Если бы не советские солдаты, мы бы тогда не справились сами. И этого мы никогда не забудем", – говорит сын ветерана Второй мировой войны Янь Хуэйчунь.
Сын харбинского подпольщика-коммуниста показывает отцовские награды и командирские часы. Время не властно над памятью. На русском воинском кладбище – всего в сражениях с японцами в августе 45-го погибли более 12 тысяч советских солдат и офицеров – местные жители бережно протирают каждую плиту.
Здесь, в пригороде Харбина Хуаншань, покоятся останки 93 советских солдат. Но даже через 75 лет установить имена всех не получилось. Где-то на табличках фамилии и инициалы, где-то – просто фамилия. Или просто: "Безымянный красноармеец".
"Раньше сюда время от времени приезжали родственники некоторых солдат. Но сейчас из-за эпидемии границы закрыты, и уже давно никого не было. Но они могут быть спокойны: мы ухаживаем за всеми могилами и памятниками, потому что это наша общая память", – говорит директор кладбища Вань Тинчжу.
В небольшой покровской церквушке в центре Харбина "Отче наш" звучит и по-русски, и по-китайски. Отец Александр – это имя Юй Ши взял при крещении – вместе с прихожанами молится о мире и вспоминает каждого погибшего на этой земле. От храма до монумента советским солдатам метров триста, и проходят они через улицу Красной Армии. В эти дни у мемориала – всегда живые цветы.