Конфликт внутри НАТО: ВМФ Греции строят морской заслон перед турецким судном-разведчиком

Почти весь военно-морской флот Греции выдвигается в Восточное Средиземноморье. 13 фрегатов. 19 ракетных и 6 патрульных катеров намерены выстроиться в линию, чтобы не дать пройти турецкому геолого-разведочному судну и сопровождающим его эсминцам. Спор между Грецией и Турцией о шельфе в Эгейском море не удалось решить дипломатам. Чего можно ждать от военных?

Почти весь военно-морской флот Греции выдвигается в Восточное Средиземноморье. 13 фрегатов. 19 ракетных и 6 патрульных катеров намерены выстроиться в линию, чтобы не дать пройти турецкому геолого-разведочному судну и сопровождающим его эсминцам. Спор между Грецией и Турцией о шельфе в Эгейском море не удалось решить дипломатам. Чего можно ждать от военных?

Третьи сутки в Восточном Средиземноморье неспокойно: вооруженные силы Греции, авиация, ВМФ приведены в полную боевую готовность. Афины требуют убрать от острова Кастелоризо турецкое исследовательское судно Orus Reis и 7 военных кораблей, что его сопровождают.

Турки давно пообещали заняться поисками нефти и газа в территориальных водах Греции. Разведка началась по графику – в конце июля. И Афины требуют срочного созыва совета по делам Евросоюза. У этого территориального конфликта может быть очень опасное развитие.

"Я просил о внеочередном созыве совета министров иностранных дел по поводу растущей турецкой провокации. Со стороны Турции существует явная угроза миру и безопасности в Восточном Средиземноморье", – предупреждает министр иностранных дел Греции Никос Дендиас.

Останавливать исследования и убирать корабли от острова Турция не собирается. Георазведка идет уже три недели и Анкара объявила о том, что уже к концу августа начнет раздавать лицензии на изучение и освоение участков Средиземного моря, которые входят в экономическую зону, которую Греция считает своей, согласно соглашению с Египтом, а Анкара своей – год назад был подписан меморандум между Турцией и Ливией.

"Мы полны решимости провести сейсмические исследования и разведку, – заверяет министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. – Мы будем до конца защищать права Турции и турок-киприотов в Восточном Средиземноморье и на Кипре. И не пойдем на уступки".

У территориальных претензий Турции, согласно заявлениям МИД, есть железная логика – здесь лучше смотреть на карту. Кастелоризо – остров маленький, всего 10 квадратных километров, а шельф в 4 тысячи раз больше.

Острова, которые находятся далеко от материковой части страны, могут не учитываться при определении экономических зон. И потому, считают в турецком МИД, георазведка будет продолжена. Карту перемещений Orus Reis, которую опубликовали блогеры на сайте Marinatraffic, показывает, что за год судно прочесало половину греческого Средиземноморья в поисках нефти и газа. 9 августа сигнал пропал – был выключен транспондер. Но Orus Reis работает, и это сильно беспокоит Брюссель, который уже ввел санкции против двух турецких энергетических компаний.

"Мы согласны с тем, что ситуация в Восточном Средиземноморье очень тревожная. И решать проблему следует путем диалога, а не совершать поступки, которые ведут к эскалации конфликта", – заявил официальный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Питер Стано.

Свой геовояж в спорных водах Турция сопроводила эффектными боевыми учениями – 10 и 11 августа у островов Родос и Кастелоризо были проведены артиллерийские стрельбы и имитация отражения атаки вражеского флота. Греки следили за этим внимательно, был созван Совет безопасности, в армии отменили отпуска. В разгар отпускного сезона в августе это не могли не заметить туристы.

На греческих островах были те, кто предпочел вернуться домой раньше запланированного.

Отступать от планов – искать запасы нефти и газа в Средиземноморье у соседей – Анкара не собирается. Исследовательские суда сначала появились в водах Кипра, а потом ушли в ливийские воды. За развитием конфликта внимательно следят в Евросоюзе и НАТО: и Греция, и Турция – члены Североатлантического альянса.