Предпремьерный показ фильма "Шугалей-2". Еще одна попытка помочь российским социологам, которых бросили в застенки ливийской тюрьмы. Только реальные события.
Тех самых россиян из Фонда защиты национальных ценностей – социолога и переводчика с арабского – что в прошлом году приехали в охваченную гражданской войной Ливию. Хотели провести там научное исследование, но были задержаны. Оказались в частной тюрьме под контролем экстремистской группировки.
С тех пор – ни стабильной связи с близкими, ни, в то же время, каких-либо официальных обвинений. По сути – похищение. И, как неоднократно сообщалось, содержание в нечеловеческих условиях. Поэтому функция новой кинокартины – не только художественная, но и дипломатическая.
По словам режиссёра и продюсеров, она должна стать для ливийской стороны "поводом задуматься". И поспособствовать долгожданному возвращению российских граждан на Родину.
В деле российских социологов, которые попали в плен к террористам, могут быть подвижки, считает Александр Малькевич, глава Фонда защиты национальных ценностей, где работает Максим Шугалей.
Министр МВД Правительства Национального согласия Фатхи Башага, который упрятал за решётку Максима и его переводчика Самера Суэй-фана, отстранен от должности. Правда, сегодня выяснилось, что расследование в отношении Башаги приостановлено.
"Ему предписано – явиться, фактически, на допрос. Это важнейшая история, потому что Фатхи Башага это человек, который фактически организовывал, руководил арестом граждан России Максима Шугалея и Самера Суэй-фана. Который связан с боевиками, с террористами", – считает Александр Малькевич, глава Фонда защиты национальных ценностей.
В частности, с Абд аль-Рауфом Каррой – это глава террористической группировки РАДА. Она входит в состав ливийского МВД. И контролирует тюрьму "Митига". Где сейчас держат Шугалея и Суэй-фана. Максим недавно перенёс инсульт, у Самера – диабет.
"Абд аль-Рауф Карра один из самых авторитетных боевиков в Триполи, потому что в его руках находится такой стратегически важный объект, как аэропорт "Митига" и тюрьма Митига, где, по некоторым данным, находятся более трех с половиной тысяч узников, в том числе и россияне Максим Шугалей и Самер Суэй-фан. Они уже больше года пребывают в этом страшном месте, где подвергаются пыткам, это нормальная практика. А что самое страшное – Абд аль-Рауф Карра является единственным человеком, который может помиловать", – поясняет Аббас Джума, политический обозреватель РИА "Федеральное агентство новостей".
Про тюрьму жуткие вещи пишут. Что это ливийское Гуантанамо. Жара плюс пятьдесят, минимум воды, заключенные спят на цементном полу, а охрана крайне жестокая.
Во время видеообращения из "Митиги" Шугалей и Суэй-фан выглядели измождёнными. Но – не сломленными.
"Максим заслуживает того, чтобы его наградили за этот подвиг, за то, что он высоко держит имя ученого, россиянина и не сломился в тюрьме. Я уверен, что эта награда поддержит Максима и его переводчика там, в застенках у террористов. Орден Мужества. Или за службу Родине", – полагает Андрей Кошкин, военный эксперт, заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова.
Максим Шугалей возглавил исследовательскую группу для проведения социологического исследования в Ливии в начале прошлого года. Когда их с переводчиком похитили, американские СМИ запустили фейк.
"И вот это вот: "вмешательство в выборы", "шпионы" – это все вот специальные ярлыки, которые наклеиваются для того, чтобы дискредитировать российских учёных, которые проводили легальное исследование, и обнаружили массу нелицеприятных для Правительства национального согласия материалов. Почти арест вот этого министра внутренних дел говорит о том, что начинается очень серьёзная переоценка ценностей в этой стране, а это происходит в результате наших общественно-гуманитарных усилий", – считает Александр Малькевич, глава Фонда защиты национальных ценностей.
Кроме фильмов и огласки в СМИ – бессрочный марафон протеста у посольства Ливии в Москве. Похищение российских социологов – лишнее подтверждение тому, что бывает, когда в структуры управления страной внедряются террористы. МИД России называет незаконное задержание Шугалея и Суэй-фана главным препятствием для сотрудничества Москвы и Триполи.
"Я считаю, что Россия ещё может надавить через международных посредников на Правительство национального согласия – ну, одна из них это Франция – также можно поднять этот вопрос в ООН. Но я считаю, что именно Россия делает всё, что можно, именно на международном уровне, на дипломатическом уровне", – уверен Карен Григорьян, юрист.
Однако на языке дипломатии со страной, где пока даже Конституция – временная, и где похищают людей – говорить очень непросто. Официальные обвинения Максиму Шугалею и Самеру Суэй-фану до сих пор не предъявлены.