Во время всероссийского открытого урока Владимир Путин получил весьма неожиданное предложение – сыграть матч в "Танки". Идея прозвучала не просто так. В разговоре с президентом школьники коснулись болезненной темы компьютерных игр. Детский киберспорт они назвали чуть ли не запретным и попросили главу государства как-то посодействовать в том, чтобы ситуация изменилась.
Речь в первую очередь – об официальных турнирах, которые можно было бы проводить прямо на базе школ. Как выяснилось, Владимир Путин считает, что ограничивать это направление не стоит. А запрещать киберспорт вообще – "вредно и невозможно". Намного полезнее – этот процесс возглавить.
"Лучше поставить этот процесс на правильные рельсы и правильным образом этот процесс организовать, – отметил президент. – Уверяю вас, я здесь на вашей стороне и всячески постараюсь здесь сделать так, чтобы и в школах — в средних школах — киберспорт был представлен наилучшим образом".
Ну а что касается масштаба соревнований по киберспорту, то это может быть как региональный, так и международный уровень. При этом Владимир Путин призвал не забывать и о возможных минусах такого увлечения для школьников. Ведь здесь есть как большой потенциал, так и некоторые риски.
В эпоху коронавируса COVID-19 к этому виду спорта приковано особое внимание. Те, кто умеет решать поставленные задачи в команде, да еще и удаленно, в будущем могут стать хорошими специалистами в области IT-технологий. То, что взрослым кажется обычными компьютерными играми, в реальности является тренировкой логики, памяти и умения работы в коллективе, причем дистанционном – XXI века.
"Школьникам он точно может помогать – киберспорт, особенно командный, – считает Дмитрий Дорохин, игрок второго состава по Dota 2 киберспортивного клуба Virtus.pro. – Есть разные дисциплины, например, есть карточки, где ты работаешь один на один, там работает твой ум, смекалка и память. А есть командные дисциплины – тут помимо механических навыков, реакции, памяти и так далее, тренируются твои социальные навыки".
Российские школьники уже несколько лет участвуют и проводят турниры в Интернете. Причем это не только мировые популярные игры, но даже, казалось бы, обычные шахматы. Но возможностей у кибероспорта в рамках образования очень много. Можно создавать игры на основе школьной программы. Она будет усваиваться легче.
"Мы считаем эту инициативу правильной и всячески ее поддерживаем, – говорит Дмитрий Смит, президент Федерации компьютерного спорта России, киберспортсмен. – Более того, еще в 2018 году мы начали проводить всероссийскую школьную лигу по киберспорту, она внесена в календари министерств и проходит по всей стране. В прошлом году приняли участие 2000 школьников".
Начинают тренироваться школьниками, но став студентами, способны решать более сложные компьютерные задачи. Современный киберспорт мало того, что становится популярным, но еще и очень прибыльным. Призовые фонды в крупных состязаниях с каждым годом растут.
"Когда мы говорим сейчас про киберспорт, то та же Dota 2 набирает призовые в размере десятков миллионов долларов и имеет множество этапов в разных странах, – отмечает Сергей Картинцев, эксперт по виртуальной реальности и киберспорту. – Но гораздо большие деньги вкладываются сейчас в производительность оборудования, различных компьютеров".
Как киберспорт вольется в школьную программу – переживают преподаватели и родительские комитеты. На фоне дистанционного обучения виртуальный спорт тоже вызывает немало споров. Если внедрением его в образование займутся не только сами геймеры, но и психологи и учителя, то шансов на общий успех будет больше.
"К сожалению, на сегодняшний день отношение родителей к киберспорту довольно специфическое, потому что дети очень проводят много времени в Интернете, и проводят его и за играми, – говорит Ольга Леткова, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ. – И часто, поскольку их психика еще не окрепшая (дети слабо отличают реальный мир от виртуального), они отдают предпочтение более яркому, впечатляющему виртуальному миру. И у них возникает зависимость".
Как уверяют специалисты, российские киберспорстмены считаются одними из лучших в мире. При этом многие потом уезжают за рубеж. Так что в случае развития программы в родной стране есть шансы использовать их опыт и знания и оставить эти кадры здесь – во благо цифровизации.