Реставраторов некрополя Новодевичьего монастыря обвинили в том, что они небрежно относятся к историческому наследию. Возмущение вызвали фотографии в соцсетях. На них – надгробия и могильные плиты, сваленные, как попало. Архитекторы уверяют, что беспокоиться не о чем.
"Я немножко в шоке. Потому, что я такого не видела", – признается женщина.
Зрелище, действительно, задевает что-то внутри. Надгробия на стройплощадке, со свежими сколами. Рабочие едва ли не перешагивают.
"Я нашла в Интернете фотографии 2010 года и там сохранные, в достаточной степени, надгробья были выставлены вдоль стены, в нишах. Это, по крайней мере, бережно. Они не были свалены в кучу, как строительный мусор", – говорит Мария Санти, искусствовед.
XVIII-XIX век, знаменитые российские фамилии. После того, как Мария опубликовала это видео – камни сдвинулись с места. Уже в который раз.
Сейчас тот участок, на котором находятся надгробия и фрагменты памятников, отгорожен строительным забором. Но то, что происходит за ним – нельзя назвать ни ответственным хранением, ни бережным отношением. Памятники просто разложены на земле, без всякой маркировки – откуда их взяли.
"Это жалкие остатки того некрополя, огромного, очень престижного, статусного в XIX веке", – подчеркнул Леонид Беляев, заведующий отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН, доктор исторических наук.
Литографии столетней давности. Здесь было три тысячи захоронений: Вяземские, Волконские, декабристы, генерал Брусилов. ХХ век катком истории прошёлся по кладбищу Новодевичьего монастыря. Не путать с Новодевичьим кладбищем, оно по ту сторону монастырских стен.
Революция не оставила от некрополя камня на камне – "наследие царизма" разбили и вывезли. Чудом уцелевшие плиты с 50-х двигали по территории, чтобы не мешали реконструкции Новодевичьего как музея.
Новый век вернул монастырь церкви. И снова реставрация. Эпохи ложатся одна на другую.
"Всё остальное, где сейчас спланировано, оно тоже было в захоронениях. То есть, если копнуть поглубже, то там найдутся косточки", – говорит Татьяна Аксёненко, жительница Москвы.
Татьяна живёт рядом, любит здесь гулять. Знаменитые памятники, например – Денису Давыдову, гусару и поэту – на месте.
А вообще – ландшафт очень изменился. Работы идут по заказу министерства культуры. Но, очевидно – под контролем монастыря. РПЦ комментариев не даёт. Археологи опасности для артефактов не видят.
"До 2024 года, до пятисотлетия монастыря, мы всё успеем. И музей успеем создать, под открытым небом, и памятники идентифицировать. Участки, на которых они лежали, мы сможем определить. Не прецизионно, не до сантиметров, не до метров даже. Но участок десять на десять метров и на нём там Иванов, Петров, Сидоров", – заявил Леонид Беляев.
Формально – это просто осколки. В списках не значатся – как бы нет и в реальности.
Но есть этическая сторона. Прокуратура ведёт проверку о возможных нарушениях в ходе реставрации. Учёные ждут, когда смогут сложить из обломков ещё один эпизод российской истории.