Впереди много неопределенности: Александр Новак рассказал о ситуации в энергетике

В эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 24" глава Минэнерго РФ Александр Новак рассказал, как идет проработка условий переброски белорусских нефтепотоков. Обсудили также и предварительные итоги встречи министров энергетики стран G20, которая проходит в эти дни.

В эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 24" глава Минэнерго РФ Александр Новак рассказал, как идет проработка условий переброски белорусских нефтепотоков. Обсудили также и предварительные итоги встречи министров энергетики стран G20, которая проходит в эти дни.

- Как сегодня развиваются взаимоотношения с точки зрения энергетики между Белоруссией и Россией?

- Ну, в целом, конечно, надо отметить, что для нас и для Белоруссии – мы являемся стратегическими партнерами в области энергетики. Белоруссия покупает ежегодно около 20 миллиардов кубических метров газа, около 18 миллионов тонн нефти и является страной, через которую проходят большие объемы в Европу – и газа, и нефти. Это порядка 40 миллиардов кубометров газа и 40 миллионов тонн нефти. Поэтому, конечно, для нас это очень важная страна с точки зрения взаимодействия. И сегодня наши отношения складываются очень конструктивно. Мы в постоянном контакте находимся с моим коллегой – с министром. Обсуждаем вопросы поставок энергетических ресурсов на 2021 год и на среднесрочную перспективу, а также мы сегодня активно ведем диалог, касающийся создания единых энергетических рынков – и в области нефти, и газа, а также электроэнергии, поскольку мы работаем в синхронном режиме. Как известно, в ближайшее время будет введена в эксплуатацию белорусская атомная электростанция, и вот эти все вопросы мы обсуждаем, в том числе, по единым энергетическим рынкам.

- Кроме того, в начале месяца шла речь о том, что к концу сентября будут понятны детали переориентировки нефтепродуктов, которые идут из Белоруссии дальше на экспорт вместо портов Прибалтики – в Россию. Есть ли какие-то детали уже?

- Действительно, такая работа ведется. Как известно, в нашем северо-западном кластере есть свободные мощности – порты Приморск, Санкт-Петербург, Усть-Луга. И если будут коммерческие договоренности, достигнуты взаимовыгодные перенаправления соответствующих потоков, то это, конечно, будет взаимно выгодно и нашим партнерам, и для наших экономических операторов. Но в настоящее время идет соответствующая проработка экономических условий.

- Есть понимание, какие объемы?

- Объемы могут составить от 4 до 6 миллионов тонн нефтепродуктов.

- А к какому времени будет финализировано вот это обсуждение – пока непонятно?

- Мы надеемся, что в ближайшее время такие договоренности будут достигнуты.

- Кроме того, два дня подряд проходят заседания министров энергетики стран, входящих в G20. Одна из тем, которая звучит официально – это стабильность мировых рынков, энергетических мировых рынков. Вот как вы оцениваете на сегодняшний день эту стабильность? Она достигнута или нет?

- Действительно, проходит министерская встреча в эти дни министров стран, входящих в "двадцатку". И одна из основных тем, которая обсуждается, – это ситуация на мировых рынках с учетом того падения спроса, который из-за пандемии мы наблюдали особенно во II квартале. Конечно, все министры выступают за то, что необходимо координировать свои действия и вместе принимать усилия для того, чтобы сбалансировать рынки, для того, чтобы это повлияло положительно в целом на мировой рост экономики и на скорейшее восстановление, как потребления в мире энергетических ресурсов.

Что важно, обсуждается, в том числе, экологическая составляющая. Вот этот вектор, конечно, он достаточно активен сегодня, уже мы видим и по выступлениям министров, разных международных организаций. Все-таки стратегия стремления к снижению выбросов СО2, к улучшению ситуации с климатом и так далее, реализация Парижского соглашения – это, в первую очередь, и затрагивает энергетику. Поэтому сегодня мы обсуждаем эти вопросы активно с нашими коллегами, в том числе и технологии замкнутого цикла, переработки углеводородов, потому что, на наш взгляд, несмотря на возобновляемые источники энергии, которые активно сейчас внедряются, и в перспективе многие страны ставят перед собой задачу по переходу на большую долю в своих энергобалансах на возобновляемые источники энергии. Без углеводородной энергетики, мы понимаем, не обойтись. В структуре все равно будет занимать место углеводородная энергетика. При этом важно уделить внимание, чтобы эта углеводородная энергетика была тоже экологически чистой. И об этом сегодня идет диалог, об этом идет обмен мнениями, дискуссия.

- Вот вы и ваши коллеги положительно оцениваете то, чего удалось достичь с точки зрения стабилизации на рынке?

- Ну, если комментировать текущую ситуацию, мы видим, что последние несколько месяцев ситуация стабильная, баланс был восстановлен за счет того, что страны-производители сократили добычу и частично был спрос восстановлен.

Но при этом мы видим, конечно, что впереди очень много неопределенности, особенно, что касается риска второй волны пандемии, тех мер, которые принимают правительства разных стран сегодня. Мы видим, уже во многих странах опять восстанавливаются меры по нераспространению вируса, и от этого будет зависеть во многом, как будет рынок реагировать, какой будет спрос на нефтепродукты, какая мобильность будет у населения, авиасообщения, у использования автотранспорта.

Поэтому необходимо, как мы это обсуждали с министрами сегодня на G20 и в рамках ОПЕК+, держать руку на пульсе и смотреть, как будет ситуация развиваться с тем, чтобы этот баланс все-таки сохранялся, и по мере восстановления спроса восстанавливалась добыча и восстанавливалась в целом ситуация на нефтяном рынке.