Какой шоколад вкуснее и где стиральный порошок лучше? Какие компании вводят российских потребителей в заблуждение? Расследованием по этим вопросам занялась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Разбирательство длится уже не первый месяц.
Еще в декабре прошлого года антимонопольная служба выдала компании Lindt предупреждение. Оно не было исполнено в срок и в итоге в отношении производителя шоколада было возбуждено дело. Суть нарушения в том, что качество шоколада, реализуемого в России и в Западной Европе, отличается. Покупатель, предпочитая товар мирового бренда отечественному, руководствуется репутацией производителя и рассчитывает на эталонное качество, а в результате получает не тот продукт, который пробовал, например, во время поездки за рубеж и который получают потребители других стран. При этом производитель его об этом не информирует.
"Собственно, когда обнаруживается различие, возникает дискомфорт в ощущениях, когда вы видите упаковку одну и ту же, а содержание может быть отличным, неидентичным тому, что было, например, во время путешествия", – говорит заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.
Антимонопольная служба провела экспертизу и выявила, что содержание органических кислот в шоколаде Lindt отличается в России и Европе. В самой компании обвинения отвергают, уверяют, что для всех рецептур используются одни и те же ингредиенты, говорят, что все сведения направили в ФАС и их деятельность соответствует антимонопольному законодательству.
Также антимонопольная служба выявила нарушения у производителей стиральных порошков. ФАС начала аналогичное административное дело против производителей порошков Ariel и Persil. Компании Henkel и Procter & Gamble не уведомляли российских потребителей о различиях в качестве, при этом показатели пенообразующей и моющей способностей кардинально различаются в товарах для России и Европы. В итоге Henkel согласилась нанести на упаковку знак об отличии российского порошка от европейского. А вот к какому решению пришла компания Procter & Gamble.
"Вместе с ФАС мы пришли к эффективному решению, – сообщил директор по корпоративным коммуникациям компании P&G в Восточной Европе Руслан Ноздряков. – С декабря этого года на упаковку порошка Ariel будет добавлена дополнительная надпись о том, что продукт произведен с учетом потребностей потребителей ЕАЭС".
Различие в качестве продукции выявлено не только на российском рынке, но и в других странах, и не ограничивается только шоколадом и порошком.
"В странах Восточной Европы выявлялись разные свойства товаров, которые реализовывали страны Западной и Восточной Европы. Мы предварительно до того, как начали собственное расследование запросили наших коллег в антимонопольных органах в Чехии, Венгрии и Польши с тем, чтобы нам дали информацию по тем группам товаров, которые они исследовали, – отметил Кашеваров. – Эта работа будет продолжаться на постоянной основе. В настоящее время мы ожидаем результатов исследования по группе макаронных изделий и кофе".