"Мне казалось, что я преступница, или того хуже. Ни капли уважения и никакого чувства такта". Выдержка из публикации в Instagram (запрещена в РФ) Анны Тураевой. Абсолютной шестикратной чемпионки мира по пауэрлифтингу. Которая настаивает, что подверглась двойному унижению во время путешествия из Петербурга в Краснодар.
Пишет: сначала – ей пришлось доказывать принадлежность к женскому полу перед посадкой на самолёт в Северной Столице. Ну а потом – история повторилась в московском аэропорту Внуково, где у спортсменки был транзит. Причём второй эпизод – вышел особенно болезненным.
Мол, на основании нетипичной внешности – "отчитали как малолетку". Задавали вопросы интимного характера. К тому же – со слов самой Тураевой – интересовались, какую роль она играет, цитата, "по жизни и в постели". И якобы "заставили почувствовать себя беспомощной".
Справедливости ради – в беспомощность российской тяжелоатлетки, глядя на неё, верится с трудом. Но всё-таки – есть жалоба. Причём жалоба – резонансная. Хотя у аэропорта по отношению ко всему этому – принципиально иная позиция.
Предъявите ваш паспорт, посадочный талон, и половую принадлежность.
"Это происходило прилюдно, на достаточно повышенных тонах и в очень унизительной для меня форме. Я предоставила дополнительные документы, и инстаграм (запрещена в РФ), права, старалась прояснить ситуацию, но в конечном итоге мы пришли к тому, что мне начали поступать вопросы личного и интимного характера", – рассказывает Анна Тураева.
Требование странное, но Анне Тураевой не привыкать. 42-летняя тяжелоатлетка легко даст фору большинству мужчин, что в обхвате бицепса, что в разлете плеч. Наголо бритый череп, серьезный взгляд исподлобья. Узнать в ней женщину сложно, даже при очень богатой фантазии. Что и сама Тураева не отрицает.
"Если речь состоит в том, что пол человека подвергается сомнению, да, то его можно легко проверить, но конечно только путем проведения личного досмотра. У нас нет обязанности пассажира доказывать, что он принадлежит к такому-то полу, но если на добровольной основе это происходит, то личный досмотр можно провести по обоюдному согласию", – считает Олег Аксаментов, директор Института воздушного и космического права.
Но обоюдного согласия не случилось, уводить Тураеву на досмотр сотрудники не стали, а попасть на борт из Пулково в Москву спортсменка смогла лишь после вмешательства полиции, один из патрульных узнал абсолютную чемпионку мира.
"Utair считает, что во всех аэропортах страны пассажирам должно быть обеспечено уважительное отношение. Авиакомпания направила в аэропорты официальные запросы. Как только они предоставят данные, включая записи камер, авиакомпания примет дальнейшее решение", – заявила Наталья Мелехова, пресс-секретарь авиакомпании Utair.
Питерский Пулково в общении с прессой был немногословен, заявив, что начал служебную проверку. В московском Внуково проверка уже состоялась – ведь там, по словам Тураевой, ее тоже встретили с агрессией.
"Информацию, появившуюся в социальных сетях об известней спортсменке Анне Тураевой международный аэропорт Внуково не подтверждает! Об этом свидетельствуют кадры, зафиксированные камерами видеонаблюдения аэропорта. Ни один из сотрудников аэропорта не нарушал этических норм в отношении этого пассажира при проведении предполётных процедур", – заявила Оксана Соколова, пресс-секретарь Международного Аэропорта Внуково.
И вот эти кадры, на пересадке в Москве Анна сначала спокойно проходит через металлоискатель и забирает свой багаж с ленты, затем направляется к стойке проверки документов и там проводит не дольше 10 секунд. Если оскорбления и имели место быть, то сказаны были очень быстро и ответа видимо не потребовали, ведь на следующих кадрах Тураева уже идет на посадку.
"Однозначно не законными и не этичными являются вопросы о том, какую сексуальную принадлежность человек испытывает, или кем он является в постели и по жизни. В том случае, если эта информация действительно подтвердится, сотрудники должны быть привлечены к дисциплинарной ответственности, а лицо пострадавшее от их действий имеет право на компенсацию морального вреда в судебном порядке", – отметил Евгений Корчаго, юрист, член Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации.
Будет ли иск – неизвестно, но о моральном вреде Тураева уже заявила, и главная претензия вовсе не в том, что кто-то посмел усомниться в ее гендерной принадлежности, а в том и в какой форме это было сделано.