На этой неделе на Кольцевую линию московской подземки вышел первый поезд нового поколения "Москва-2020". При его создании были применены самые современные и уникальные технологии. Впрочем, новаторскими для своего времени были и первые поезда метро.
О его прибытии можно узнать по синему свету из тоннеля. Он подъезжает громко, чтобы было слышно, но без грохота. Распахивает двери, которые на 20 сантиметров шире, чем прежние. И уносится по Кольцевой.
Метрополитен запустил новый поезд "Москва-2020" c USB-зарядками в креслах, сенсорной картой, мониторами в вагонах и фантастической подсветкой. Ход стал более плавным, при желании по вагону можно пройтись. Все дело – в принципиально новом управлении.
"Количество кнопок значительно уменьшилось по сравнению с предыдущими составами благодаря как раз таки внедрению сенсорных мониторов. Все очень удобно", – рассказывает машинист поезда "Москва-2020" Никита Ковальков.
Современная система обеззараживания воздуха, мягкие кресла, удобные поручни: общественный транспорт будущего – уже в настоящем. И это было бы невозможно без прошлого.
Прошлое общественного транспорта Москвы вдохновляло поэтов на стихи, музыкантов – на песни. Транспорт становился главным действующим лицом фильмов и мультфильмов. Маршруты имели свои, народные названия. У общественного транспорта Москвы есть свои музеи.
Сначала были извозчики, потом "линейка". Но грязная одежда после очередной поездки начала раздражать москвичей. Тогда власти запустили по рельсам "конку", но скоро и она перестала устраивать горожан.
"Что же не устраивало пассажиров в "конке"? Ее медленный ход. Москвичи говорили: "Конка, конка, догони цыпленка!" – настолько медленно двигалась "конка". Пожалуйста: попросили – вот вам и более быстрый вид транспорта, трамвай", – рассказывает директор музея "Московский транспорт" Оксана Бондаренко.
Пик популярности трамваев пришелся на 30-е годы. При четырехмиллионной Москве они ежедневно перевозили два миллиона человек. Переполненный вагон не был поводом отказаться от поездки. Гроздьями пассажиры висели на подножках трамвая.
"Это был, наверное, один из самых угрожающих видов путешествия по городу – висение на подножках трамвая "БФ". С этим городские власти в какой-то момент начали бороться", – говорит Оксана Бондаренко.
И параллельно строить метро. 15 мая 1935 года двери вестибюлей станций "Сокольники" и "Парка Культуры" открылись для первых пассажиров в 6:50 утра.
Первые вагоны типа "А" делались с не меньшей роскошью, чем залы станций, стены украшали бра и линкрустовая отделка. Но сиденья были деревянные. Когда Лазарь Моисеевич Каганович принимал эти вагоны, он тут же обратил на это внимание и сказал: "Дать каждому пассажиру по мягкому месту". На заводе эту фразу восприняли правильно и сделали сиденья мягкими.
Советские метропоезда делали по аналогу зарубежных – только лучше, усовершенствовав западную систему открывания дверей.
"Поезд приезжал на станцию, пассажир брался за ручку двери и ее открывал. Закрывал уже машинист. В наших же вагонах изначально сделали полностью автоматические двери", – объясняет специалист Центра профориентации Московского метрополитена Андрей Комаров.
Автобусы ходили в пригород. В те времена таковыми считались Ленинские горы, теперь Воробьевы, и Дорогомилово. Первая модель московского автобуса – "ЗИС-8". Конечно, все помнят, как на точно таком московские сыщики догоняли рвущихся в "Сокольники" бандитов.
Важную роль городской московский автобус "ЗИС-8" сыграл во время блокады Ленинграда.
"Около 100 машин были брошены на Ленинградский фронт и "ЗИС-8" вывозил блокадников через Ладогу", – говорит Оксана Бондаренко.
Автобусы, брошенные на фронт, успешно заменили троллейбусы – их эпоха началась в 1933-м. Сейчас они уже в прошлом, однако о них нам не раз еще напомнит отечественный кинематограф и музей.
Одна из последних модификаций троллейбуса ЗИУ-9 – именно он запечатлен горящим на всех кадрах августа 1991 года у Белого дома. Теперь бывший представитель Филевского парка – музейный экспонат.
Место троллейбусов занял другой транспорт. Просторные, удобные, экологически чистые и пунктуальные электробусы, "Витязи", которые ходят по трамвайным путям, "Ласточки", которые "летают" по маршруту старой Московской железной дороги.
Теперь копилку общественного транспорта пополнила "Москва-2020". За три года город планирует получить 1300 новых вагонов.