Премии для себя любимых: в подмосковном Серпухове слушают дело сразу всех депутатов местного Заксобрания. Оказалось, что долгие годы одним из главных вопросов на повестке дня для народных избранников были суммы, которые они решали сами себе выделить из бюджета.
Эту стометровку от здания суда до машины депутат Засобрания подмосковного города Серпухова Роман Юдин пытается преодолеть за секунды. Рекорд намечается из-за журналистов, которые хотят задать ему любопытный вопрос: правда ли, что он и еще 38 депутатов незаконно выписывали сами себе премии? Ведь именно это дело слушается сейчас в суде.
- Премии? Вы знаете, интересная постановка вопроса!
От интересной постановки народный избранник пытается спрятаться в автомобиле. Вопросы журналистов явно застали его врасплох.
- Подождите. Зачем вы так себя ведете? Вы не ответили. Премии выписывали, куда деньги тратили?
- А почему вы решили, что это премии?
Депутатское авто стремительно умчалось вдаль, а мы решили проверить: может, народный избранник просто торопился на работу?
По некоторым данным, один из депутатов Роман Юдин руководит местной газетой. Редакция находится в высотном здании на окраине Серпухова. Сейчас проверим, на работе ли он.
В коридоре – звенящая тишина. В редакции – женщина со скучающим видом. Сначала она просит позвонить Юдину на мобильный, потом признается, что не знает такого сотрудника, а после вспоминает: газета-то давно не выпускается.
- Отстаньте от меня.
- Я вам задаю вопрос: выпускается газета или нет?
- Не приставайте ко мне. Отстаньте от меня, я ничего не знаю!
Вряд ли 39 народных избранников не знали, что должность муниципального депутата в Серпухове не оплачивается. Нести общественную нагрузку даром они, видимо, не захотели и, как считает, прокуратура, решили хоть как-то поощрить себя за труды – разумеется, за счет бюджета. И если, например, в 2017 году слуги народа предположительно наградили себя суммой в 8 миллионов, то уже через два года их аппетиты выросли до 12. Всего же за 14 лет набежало почти 130 миллионов рублей.
По требованию прокуратуры теперь эти деньги нужно вернуть. Все, правда, уже не получится – срок давности по этим делам истек, – а лишь 28 миллионов. Но, как говорят, хоть шерсти клок.
"На решение Совета депутатов городская прокуратура внесла протест, который был рассмотрен и удовлетворен. Оспариваемый нормативно-правовой акт отменен", – поясняет и. о. Серпуховского городского прокурора Валерий Кукушкин.
Кто же эти прекрасные люди, которые так эффективно трудятся на благо жителей родного города? С депутатом из газеты Романом Юдиным мы уже знакомы. А вот его коллега-законотворец – директор сельского дома культуры Наталья Антошина. Мы застали ее на рабочем месте. Судя по всему, оторвали даму от обеда.
- Приятного аппетита.
- Спасибо. Не дали пожевать.
- Вам не стыдно? Вас выбрали депутатом, чтобы вы отстаивали интересы жителей!
На помощь директору ДК спешит вахтерша: мол, важный звонок, а стационарный телефон один на весь Дом культуры. И вот госпожа Антошина, словно спасая мир, мчится к трубке, убегая от неудобных вопросов.
- Вот дверь.
- Мы видим, где дверь, мы пока не уходим.
Ответив на спасительный звонок, народная избранница пытается спрятаться в костюмерной.
- Не надо меня выталкивать.
- Но у меня картошка стынет.
- Ничего страшного. Разогреете.
- Да нет!
Вопросы вопросами, а обед, конечно, по расписанию. Если внимательно изучить биографии народных избранников, оказывается: в местном парламенте сплошь политические долгожители. Сейчас его возглавляет Игорь Ермаков. До этого он 15 лет был депутатом и руководил Серпуховским районом.
Думы о народе, очевидно, приносят ему хороший доход: за минувший год Ермаков заработал 16 с половиной миллионов рублей. Все движимое и недвижимое имущество его семьи с трудом умещается на двух страницах. В собственности у Ермакова шесть земельных участков, 10 нежилых зданий, квартира, а еще – трансформаторная подстанция, сооружение трубопроводного транспорта и коллектор. Под стать всему этому и автопарк: целых три "Ленд-Крузера", один "Лексус", мотолодка, два прицепа, гидроцикла – тоже два. Неужели все это – на щедрые премии?
Предшественник Ермакова, спортсмен Михаил Шульга – тоже долгожитель в парламенте. Его декларация скромнее: на пару с женой в минувшем году он заработал чуть больше 6 миллионов рублей. Зато в семье тоже немало земли и недвижимости. В многочисленных интервью политик не раз благодарил судьбу.
- Я благодарен судьбе, что я прошел все ступени от депутата до председателя Совета депутатов. Мне кажется, прекрасная политическая карьера депутата.
Такие доходы электорату и не снились. Еще один народный избранник со стажем – Николай Михайлин. На кадрах во время интервью он с придыханием рассказывает о тяготах депутатства.
- Депутатство само по себе – это большая обуза.
Свою политическую ношу Михайлин несет аж с конца 80-х годов. Мы застали депутата в трудах на огороде.
Скромные условия народного избранника Николая Михайлина: двухэтажный особняк, гараж, во дворе припаркован внедорожник.
Нам показалось, что народный избранник не особо любезен с народом. На вопросы съемочной группы он отвечать не стал и поспешил спрятаться в своем доме.
- Мне комментировать нечего. Все дела в суде и, пожалуйста, комментарии там будут через суд.
- Подождите.
- Все, закончили разговор.
Любопытно, что дорога к дому Михайлина полностью разбита. Неужели за долгие годы своего депутатства он так и не смог добиться, чтобы ее заасфальтировали?
Депутаты, которых подозревают в незаконном обогащении – уважаемые в районе люди: педагоги, спортсмены, работники культуры. А может, тон депутатам задает бывший глава Серпуховского района, скандально известный Александр Шестун? Сейчас он находится в СИЗО по обвинению в превышении должностных полномочий. На семью Шестуна через подставных лиц было оформлено больше 1500 земельных участков и объектов недвижимости. Часть из них уже конфискована.
Так что серпуховским депутатам, видимо, еще повезло. Правда, народные избранники игнорируют судебные заседания – отправляют своих представителей. Очевидно, заняты думами о проблемах народа: ведь уже в следующем месяце им придется принимать бюджет на будущий год.