В Приморском крае по итогам октября заметно вырос спрос на землю по программе "Дальневосточный гектар". Если в первую неделю месяца были поданы 73 заявления, то в последнюю – уже 325. Все благодаря тому, что бесплатный земельный участок теперь можно получить недалеко от крупных населенных пунктов – вблизи Владивостока и Находки. Для создания хозяйства и развития бизнеса, конечно, перспективно.
В этих сопках и сейчас кое-где не дороги, а направления. А чем дальше на север, тем меньше шансов добраться по земле хотя бы за световой день. Другое дело – 90 минут. Принцип работы малой авиации непривычен тем, кто знаком только с большой. Самолет здесь не может задержаться два-три часа по погоде. Он либо прилетит во время, либо только на следующий день.
Правила ровно те же , что у "больших", – исполнение, исходя из возможностей. У малой авиации официально даже не аэродромы – посадочные площадки. Бетонная взлетная полоса – редкость, стойка регистрации – как правило – тумба с весами. А на досмотр – как к терапевту – по вызову. Рамки и уж тем более багажная лента – роскошь бессмысленная. 15 пассажиров в день принять можно и в ручном режиме.
Малая авиация Приморья понемногу набирает, но до уровня советских времен, когда кукурузники сновали между поселками, как автобусы, еще далековато. Когда-то едва ли не самую развитую авиасеть Дальнего Востока 90-е превратили в пыль, чудом не накрыв ее облаком авиацию другую.
Город Арсеньев. Родина "черных акул" сегодня "разводит" уже "аллигаторов". Грозное имя штурмовиков Ка-52. Машины, поражающие не только мощью. За счет конструкции винтов они способны летать и одновременно вести огонь хоть боком, хоть хвостом вперед.
Ка-52, возможно, самый живучий боевой вертолет. Мало того что датчики противопожарной системы – на каждом квадратном метре, фюзеляж композитный, то есть и прямое попадание машину в воздухе не разрушит. Главное – вряд ли кем-то еще применяемая система спасения экипажа. Это когда винты катапульте не помеха. За мгновение до выброски пилотов они отстреливаются от гибнущей машины.
Когда -то арсеньевский "Прогресс" выпускал тренировочные самолеты Як-18,на которых учился летать и Юрий Гагарин. Но есть в авиамузее завода настоящий уникум.
Арсеньев во времена СССР – город закрытый – однажды знаменитым стал и за пределами круга посвященных. Когда в 1975-м сюда приехали японцы.
Короткий кинодиалог с Соломиным Анатолий Зайцев 45 лет помнит. Акира Куросава для эпизодов своего оскароносного "Дерсу Узала" актеров-любителей собирал по всему краю. С самими эпизодами было еще сложнее. Именно потому сцену пролога разрешили снимать с рельсов там где поезд и сейчас только один – ночной. И чтобы в 50 километрах вокруг ни завода, ни военного.
С вершины сопки Увальная каменные Дэрсу и Арсеньев смотрят на город. С точки, где в 70-х кинокамера появится по определению. До сих пор не понятно, как японской киногруппе вообще разрешили снимать в окрестностях города, где и тогда уже дымили трубами сразу два оборонных завода.
Для морского ежа уже не сезон. Икры мало. Время лососевых, а потом придут трепанга и гребешка. В Приморье еще в советские времена умели вытягивать из морепродуктов полезные вещества. Теперь научились их упаковывать в капсулы и таблетки.
Трепанга на завтрак в свое время подавали Мао, китайцы готовы продукт из наших водорослей скупить до последней упаковки, а одна из версий утверждает, что Южные Курилы соседей по региону манят не только землей, но и прибрежными плантациями морских ежей.
А в этих цехах Владивостока морские богатства Приморья становятся начинкой. Шоколад здесь заливают в плитки, где вместо изюма и орехов – ежи, гребешки и ламинария. Оказывается, переработанные какао бобы сохраняют полезные свойства биокультур не на много хуже капсул и таблеток.
Может, и не вышло бы, не получи в 1967-м приморские кондитеры опыт, которым пользуются до сих пор. Тогда Совет министров СССР устроил конкурс среди технологов страны на лучшую реплику польских конфет "Птичье молоко". Идеальной признали владивостокскую рецептуру. Так по ней и работают.
Именно в этих владивостокских цехах разработали советский стандарт знаменитых конфет "Птичье молоко". Чтобы выиграть всесоюзный конкурс, технологу Анне Чулковой потребовалось изменить всего лишь один ингредиент. Секрет в том, что она применила в начинке не желатин, как поляки, а агар-агар, переработанные водоросли. Вот этот порошок, который вбивают в молочные смеси, чтобы получить начинку, лишь цветом напоминающую привычное суфле.
Все те же конфеты четверть века как официально уже не "Птичье молоко". Бренд застолбили другие. Теперь на коробках того ,что в крае по привычке называют "Птичкой", – другая надпись – "Приморские". Но те же агар-агар и алгоритм производства.
Как схлынет пандемия, доберется сюда новая итальянская линия, и вручную конфеты по легендарному рецепту делать перестанут. Технологи, которые еще Чулкову в этих цехах застали, не уверены, что вместе с этим не потеряется и вкус.
Руки, которые вкус этот создают, режут, заливают шоколадом и укладывают в коробки, исключительно женские. Еще есть такие профессии.
Могучие краны "Голиафы", поднятые над Большим Камнем, – единственные в стране механизмы, которые способны справиться с задачей. Элементы конструкций, что здесь отрывают от земли, неподъемны ни для каких других машин.
Такого крана в России больше нет. "Голиаф" способен поднимать 1200 тонн на почти стометровую высоту. Ну, и панорама завода отсюда впечатляет.
Завод "Звезда". Когда-то номерной. До 90-х найти в 100 с небольшим километрах от Владивостока что-то секретнее вряд ли было возможно. Единственные на Дальнем Востоке верфи, где ремонтируют атомные подводные лодки. Гражданским судостроением занялись всего-то лет пять назад. Зато каким! Танкеры "Афромакс". 250-метровые гиганты для перевозки сырой нефти в любых широтах. Невероятных размеров океанические суда собирают по элементам, как на конвейере. Мощности выстроенных под задачу цехов и доков позволяют, спуская на воду один, параллельно строить остальные из линейки в 12 кораблей.
Даже по заказам наших судоходных компаний "Афрамаксы" до этого строили только в Корее. Первый спущенный на воду в России получил имя "Владимир Мономах". Он способен ходить в любых широтах за счет энергетической установки, которая работает на сжиженном природном газе.
Первые ходовые испытания уже прошли. То есть хотя танкер еще не сдан, экипаж уже набран. Осваивает мостик, у которого не только автопилот, как у самолета, даже крылья есть
Елизавета, вероятно, в будущем самая молодая женщина-капитан современного флота, пока штурман. Одна ее мечта исполнена – на приемку – по сути, момент рождение корабля – попала.