Телефонные мошенники: как не стать жертвой

Банки и операторы связи нашли способ отслеживать звонки мошенников их клиентам. Они запустили автоматические системы противодействия злоумышленникам. Банки совместно с сотовыми операторами научились отслеживать звонки от аферистов, которые чаще всего представляются сотрудниками кредитных организаций.

"Один из наиболее распространенных сценариев – это, когда мошенники пытаются подменять номер, при помощи цифровых средств менять номер банка и звонить абоненту якобы от банка или от оператора. Система, собственно, и отлавливает подобные моменты. Это называется подмена номера. И большинство вызовов просто не доходит до абонента, она их обрубает, отрезает, глушит на момент того, когда этот вызов совершается", – поясняет пресс-секретарь МТС Алексей Меркутов.

"Мы начали тестировать новую систему с февраля совместно с крупными операторами мобильными. Это система взаимообмена информацией, которая позволяет нам на нашем уровне, клиенту ничего не нужно делать, понимать, что сейчас, возможно, клиент подвержен мошеннической атаке. До 80% мошеннических звонков мы можем видеть", – добавляет руководитель безопасности экосистемы "Тинькофф" Алексей Бакланов.

Каждый день в России более 100 тысяч звонков совершается мошенниками. Если посчитать на каждого абонента, то примерно каждый 10-12 звонок сегодня делают злоумышленники, чтобы под разными предлогами получить информацию о денежных средствах, паролях, о банковских картах и в итоге вынудить клиентов банков перевести им деньги. В ЦБ всерьез обеспокоены этой проблемой и вот как рекомендуют действовать.

"Если вам звонят якобы представитель банка, другой организации и пытаются уточнить у вас данные банковской карты, просто надо прекратить разговор. Это золотое правило, которое спасает ваши деньги и вас. Не надо продолжать разговор и выяснять какие-либо подробности. Кладите трубку и обращайтесь в кредитное учреждение, в котором вы обслуживались", – рекомендует заместитель председателя Банка России Дмитрий Скобелкин.

По инициативе Центробанка за первые 6 месяцев этого года было заблокировано почти 10 тысяч номеров мошенников. Это в 4 раза больше, чем год назад. Общий объем несанкционированных операций за первое полугодие составил примерно 4 миллиарда рублей, а количество таких операций превысило 360 тысяч. Сюда включены операции по покупке товаров и услуг в интернете, операции в банкоматах, а также другие сделки с использованием систем дистанционного банковского обслуживания.

Недавно наши коллеги из программы "Дежурная часть" показывали кадры из московского СИЗО №2 "Бутырка". Там пытались организовать тюремный колл-центр: сотрудники изолятора перехватили предназначенную для этого партию мобильных телефонов. Аппараты, предназначенные для арестантов, обнаружили в банках с краской и мешках с цементом.

"Мы на самом деле сегодня фиксируем очень эффективную работу Федеральной службы исполнения наказаний, которая сегодня очень эффективно борется с телефонным мошенничеством из мест лишения свободы, из тюрем. Эффективность принимаемых руководством ФСИН действий сегодня очевидна. Сегодня проходят оперативные мероприятия, сегодня мы фиксируем значительное уменьшение мошеннических телефонных звонков из тюрем РФ", – говорит заместитель председателя правления Сбера Станислав Кузнецов.