Музей РКК "Энергия". Модель базового блока орбитальной станции "Мир". По своим размерам и конструкции она во многом похоже на модуль "Звезда", где произошла разгерметизация, о которой много говорят, находится она где-то здесь – и космонавты активно трудятся, чтобы ее заделать.
Трещин две – с внутренней стороны корпуса модуля. Юрий Гидзенко трижды летал в космос, в том числе работал и на вышеупомянутой станции "Мир". Сейчас замглавы Центра лётной эксплуатации космических аппаратов в ракетно-космической корпорации. Точно знает, что происходит на МКС и как трещины заделывают, как их нашли и обсуждают причины – как они появились.
"Никаких больших колебаний эта переходная камера не испытывает. Стыковки кораблей, которые происходят на этот осевой узел, очень аккуратные и не вызывают ударных воздействий", – говорит Юрий Гидзенко, Герой России, заместитель руководителя центра лётной эксплуатации космических аппаратов и средств выведения ПАО "РКК Энергия".
Нужно наложить несколько слоев герметика, просушить, заново обработать. Работа растянется на несколько дней и это только, чтобы обработать одну из двух трещин.
"Работа сложная. Мы будем использовать два вида герметика, клеевой материал, специальное средство для обработки поверхностей", – продолжает Юрий Гидзенко.
В четверг один из самых ответственных этапов. Чтобы разгерметизация не "поползла", нужно просверлить два отверстия.
"Сверлить будут в открытый космос, возможна потеря атмосферы. Но разработали методику, как минимизировать время, когда отверстие просверлено, но еще ничем не заделано. Атмосферу мы особо не потеряем", – говорит Юрий Гидзенко.
Скоро в российском сегменте МКС должен появиться новый модуль "Наука", пристыковываться он будет, как к "Звезде". В РКК "Энергия" уверяют, что проблем не возникнет. И работа с трещинами не ставит под сомнение, что МКС будет работать вплоть до 2028 года.