Работа геодезистов и картографов: репортаж "Вестей в субботу"


Global Look Press

Отрывается ли Россия от Европы в прямом смысле слова? И что про самые древние русские карты объясняет главный географ Исторического музея? Как теперь будут мерить дачные участки? И в чем подводят Google Maps и GPS-навигаторы?

"Кадастр" – слово, с которым сталкиваются все, да хотя бы каждый дачник. А уж сколько на этой почве бывает склок и с государством, и между соседями! И вот сейчас на этом фронте – интересные новости и от Росреестра, и от матушки-природы. Почему именно сейчас?

Все последние дни постоянно приходят кадры об извержении вулкана Ключевская сопка на Камчатке. Извержение идет такого масштаба, что в сторону вулкана с понятной опаской посматривают не только приезжие, но и местные. По последним данным, под угрозой оказались реки, где нерестятся особо ценные породы рыбы, но куда теперь может политься не вода, а лава.

И, конечно, на глазах меняется рельеф. Однако иной раз никакого вулкана рядом нет, но по кадастру выясняется, что то ли оттяпали у соседа по даче полсотки (а то и больше), то ли он у вас. Как ни странно, и здесь свою роль играет природа. Оказывается, геологическая платформа, на которой возлежит Россия, дрейфует. Где-то на 4, а где-то на все 40 сантиметров в год. И из-за этого сбивается геодезическая сетка. Что с этим делать? Материал "Вестей в субботу" посвящен предстоящему Дню работников геодезии и картографии.

Что делают эти люди? Сейчас они чуть передохнут, потом проверят вычисления и начнут поднимать конструкцию. Получилась геодезическая вышка.

Какими бы были карты, если бы не труд этих людей? Русская народная карта-космография – вот что первым делом нам показали в отделе картографии
Государственного исторического музея.

Про каждую страну – комментарий.

- Скажем, Россия: "Царство российской московской державы, стоит на востоке и на севере, пространно, многолюдно, град имеет каменный, деревянный, крещены". Рассказано о России все замечательно, – говорит Владимир Булатов заведующий отделом картографии Государственного исторического музея.

Все помнят фильм "Салют-7" про аварию на орбите. Но чем еще занимались тогда космонавты? Слово – прототипу одного из двух героев, летчику-космонавту Виктору Савиных, дважды Герою Советского Союза. Сейчас он – президент Московского госуниверситета геодезии и картографии. На автомате сняв крышку с объектива той, еще советской фотокамеры, он по наше просьбе вспоминает.

- Что эта штука позволяла в свое время снимать?

- Разрешение, здесь, конечно, было маленькое. Эта штука позволяла снимать где-то порядка 7-8 метров на поверхности, – рассказал Савиных.

- Недурственно. С такой высоты-то!

А сейчас у России на орбите куда более мощные камеры, о чем и говорят в ведомстве, которое отвечает за карты, в Росреестре.

"С появлением космической группировки и развитием технологий лазерного сканирования мы значительно шагнули вперед", – отметил Олег Скуфинский руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Но почему же от слова "кадарст" многих до сих пор бросает в дрожь?

"У нас система нормативно-справочной документации, она морально устарела. Мы должны получить новые нормативы и новые стандарты", – сказал Скуфинский.

Как? Давайте обо всем по порядку. Мы ведь еще не со всей историей разобрались. Итак, первые профессиональные карты России "смотрели" на юг. Но главное – странности с реками в России.

- Иртыш и Обь, Енисей, очень небольшая Лена и небольшой Амур. А некоторые реки при этом очень гипертрофированы. Предположим, река Кеть. Она здесь выглядит просто какой-то колоссальной. Хотя это такая речушка, про которую сейчас, я думаю, не все и знают, – рассказывает Владимир Булатов.

- Она здесь прямо Амазонка.

- Здесь она очень велика. Почему? Потому что это волок на Енисей. Иначе не пройдешь. А поэтому при всей странности и наивности этой карты она очень хорошо отвечала тем задачам, ради которых она составлялась.

- Больше того, я бы сказал, что это средневековая карта пробок.

- Можно сказать и так.

Среди топографов в СССР было много женщин. И тогда в экспедициях, и сегодня из космоса все-таки не измеришь перепады высот – это надо делать на земле, в том числе в лабораториях.

Что сегодня?

"По сути, мы повторяем ту работу, которая проходила в стране 40-50 лет назад: сплошное картографирование страны. И к концу 2024 года у нас должна быть создана единая электронная картографическая основа страны, которой будут пользоваться все", – отметил Олег Скуфинский.

Дело поистине государственное. Потому что, конечно, с одной стороны, у того же сервиса "Яндекс. Карты" есть целая сеть добровольных помощников. Но что на государственно уровне поручено Роскартографии?

"Коллеги, которые работают в коммерческих фирмах, в крупных агломерациях, в районах, где есть высокая экономическая активность. Мы работаем по всей стране. В любой момент мы можем открыть новое месторождение полезных ископаемых. Грядет эпоха беспилотного транспорта. Новые данные, которые используются, нужны цифровой экономике и требуют высочайших точностей", – заявил Сергей Карутин, генеральный директор АО "Роскартография".

Иными словами, выпускники Университета геодезии и картографии сейчас нарасхват. Но что же все-таки с кадастром? Это действительно особый разговор. Итак, на европейскую картографию Россию перевел Петр Первый, пусть и не без огрехов.

"Работа была совершенно фантастическая. Люди потеряли при этом зрение, Но, как всегда, люди были разные. Были и добросовестные, были и халтурщики. В результате в атласе появились два Курска. Один Курск – в неправильном месте, а другой – правильном, но под названием Сурск", – рассказывает Владимир Булатов.

Но начало было положено. А при Екатерине Второй в карты стали добавлять и аллегории.

- Например, изображена жена величественного вида, у нее на мантии двуглавые орлы. Это сама империя. Она протягивает венок лавровый, то есть она венчает славой некоего ангелочка, но этот ангелочек имеет крайне необычный вид. Ангелок в крестьянской одежде – это парадокс. Больше вы таких нигде не найдете, – поясняет Владимир Булатов.

- И что это означает?

- Это русский народ, то есть империя венчает русский народ славой, а русский народ курит фимиам перед империей. Вот где социальная гармония. Только что Пугачева как бы подавили, но гармония налицо.

Но негармонично дело обстояло с межеванием. Не ленточкой, а цепями межевали земли, потому что ленточку бы многие попросту порвали сожгли.

- Когда крестьяне или землевладельцы видели какого-нибудь геодезиста, они немедленно хватали дубины и пытались этого геодезиста прогнать, – рассказал Булатов.

- Выяснялось, кто у кого что оттяпал?

- Нужно было понять, почему ты считаешь, что это земля твоя, покажи документ какой-то. И ничего не шло.

Екатерина решила проблему, объявив первую в России дачную (тогда – помещичью) амнистию. Геодезисты вошли в фавор.

"Они настолько у нас прижились, что появилась даже присказка про геодезистов XVIII века: "Геодезист, не бесись, меряй прямо", – рассказал Владимир Булатов.

Эта омская фабрика – место, где печаталось большинство офицерских топографических карт в годы Великой Отечественной. И хотя сегодня карты все больше в телефонах, картографы-профессионалы говорят, что бумага – все же дело полезное.

"Все мы знаем, что в российской школе сейчас используют и электронные учебники, и электронные доски, на которых показывают электронные географические и исторические карты. Но выполненная самим школьником карта на основе контурной карты с использованием учебного географического или исторического атласа – это уже творчество человека, а не просто заполнение, как на электронной карте, контура цветом или расставление значков", – сказала Наталья Лагутина, старший редактор Омской картографической фабрики.

Вот, и в Роскартографии отмечают рост заказов на карты все же классические. Но теперь – без швов.

"Правильность границ проверяется российской границей, то есть это сверяется с центром хранения данных у Росреестра, все недостатки были устранены. Соответственно, наша территория отражена правильно", – отметил Виталий Кисько, руководитель проекта создания картографического производства.

И здесь, кстати, тоже без истории не обойтись. Сравниваем с картой Российской империи.

- Понятно, что цвета здесь как бы варьируются, но некое политическое деление отображено. Курилы – российские, в том числе Южные?

- Конечно, – подтверждает Владимир Булатов.

- Кунашир – такая же синенькая окантовочка, как у Камчатки.

Но что все же на земле?

- Вы когда вышли в открытый космос, над чем пролетали?

- Я выходил в открытый космос прямо над Италией, – вспоминает Виктор Савиных.

Над Италией-то – над Италией. Но вот с таким-то глобальным взглядом внутри страны. Не случайно в музее университета на бирках – все еще клеймо НКВД. Ох, и любили у нас секретность во всем.

- А почему такая секретность была в советские годы по поводу карт?

- Не знаю. Однажды я, когда уже пришел в институт, я занимался плаванием, и мои пловцы решили проплыть из Союза в Америку. И меня попросили найти карты какие-нибудь. Я не мог найти. Я полетел в Америку и купил карты там, – рассказал Виктор Савиных.

Тем временем только сейчас Росреест восстановил систему регулярных облетов территории России и ее фотографирования собственными силами. А в пореформенные времена, когда дело дошло до перехода на современные технологии, мы оказались заложниками американских карт.

- Мне рассказывали ребята-моряки одну очень интересную историю про Камчатку рассказывали. Говорят, что если там ориентироваться по американскому GPS, то не пришвартуешься, потому что в американском GPS Земля – это идеальный шар.

- Да, – говорит Савиных.

- А ведь она на самом деле…

- Приплюснутая.

Плюс все эти годы продолжалось движение земной коры. И в итоге...

- Мне сказали, что Россия движется?

- Чуть-чуть, – рассказывает Виктор Савиных.

- Если навскидку, то Россия движется в какую сторону?

- Она на движется на Восток, – отметил Владимир Булатов.

- То есть мы все-таки в Азию от Европы уходим?

- Да. В Азию. Не политически, – сказал Савиных.

- А Европа за нами успевает?

- Никаких растяжений нет, слава Богу, у нас все в порядке. Нет особых растяжений и сжатий, – пояснил Булатов.

- То есть, двигаясь на Восток, Россия останется частью Европы? Красиво.

- Это чистая политика.

- Ну и геология тоже, и геодезия.

- Мы как были Евразией, так и есть. Мы – часть Европы, безусловно.

- А на самом деле то, что кора движется, это же действительно влияет на систему координат? Ты поставил колышек, я сейчас очень грубо, в одном месте. А через год он оказался в четырех сантиметрах, а еще через 10 лет – в 40 сантиметрах.

- В принципе, влияет, – считает Виктор Савиных.

Уже к 2024 году должна быть готова новая электронная карта всей новой России. Работы – в разгаре.

"В прошлом году мы сдали почти что 600 тысяч квадратных километров территории страны, которые сегодня доступны для использования в интересах социально-экономического развития государства", – подчеркнул Сергей Карутин, генеральный директор АО "Роскартография".

Помимо общегосударственных задач в приоритете – навести порядок с тем самым кадастром.

"Мы рассчитываем это выполнить комплексно, без того, чтобы заставлять людей бегать по кабинетам. Неправильно самому человеку спорить с соседями, заказывать кадастровые работы. Мы планируем людей от этой задачи избавить", – заявил Олег Скуфинский, руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Ждем.