Самые главные ограничения в Великий пост


Globallookpress

Православный пост дольше Христова: последняя неделя стоит отдельно и, строго говоря,не входит в Великий пост. Он заканчивается накануне Лазаревой субботы, когда начинаются события Страстной недели. И в эти дни православные постятся в память о последних событиях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса на кресте.

С понедельника у православных начинается Великий пост – время подготовки к самому главному христианскому празднику – Воскресению Христову или к Пасхе.

Даже по старинным меркам Великий пост был изнурителен и тяжел. С долгими (длиннее обычного) и частыми службами. С различными серьезными ограничениями – от пищевых до поведенческих, поскольку он символизирует пост Христа в пустыне, длившийся сорок дней и сорок ночей.

Однако православный пост дольше Христова, потому что последняя неделя стоит отдельно и, строго говоря, не входит в Великий пост: он заканчивается накануне Лазаревой субботы, когда начинаются события Страстной недели. И в эти дни православные постятся в память о последних событиях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса на кресте.

Надо сказать, что так активно постничали не всегда. Первые христиане ограничивали себя в течение 80 часов за пару дней до Пасхи и в сам праздник – 40 часов днем и 40 ночью. К середине III века кое-где появляется шестидневный пост, но большинство христиан не горело желанием принимать нововведение. И только к V веку Церковь утверждает сорокадневный Великий пост – особый период церковного года, когда надо как можно больше времени посвящать молитве, чтению христианских книг, размышлениям о Боге. И такими ограничениями Церковью хотела сосредоточить мысли верующих на спасении души.

Но постепенно духовную составляющую Великого поста вытеснила более понятная людям обрядовая физиологическая. Стало важно исповедаться и причаститься хотя бы раз перед Великим постом, написать записочку на одну из Родительских суббот, сходить на соборование, напечь куличей непременно в четверг. Что скрывать, зачастую эти установки транслировались с амвона самими священниками. Они же делали особый акцент на еде. Тем более что о ней говорилось в уставах разных монастырей, на что и ссылались эксперты. Забывая, что отправная точка была иной: уделять заботе о еде как можно меньше внимания – и разговорам, и готовке, и вкусу. Отсюда возникла идея питаться в пост растительной пищей. Христос, находясь в пустыне, вероятнее всего, вряд ли имел там разнообразное меню и возможность что-то готовить. А значит, его последователи могут повторить такое же воздержание ради спасения своей души.

Вписать установки на сухоядение (еда, которую не надо готовить) и питание подножным кормом в годичный цикл было относительно просто. В южных регионах (откуда в Россию пришло христианство) урожай апельсинов, мандарин, лимонов, киви и бананов приходится на февраль. В марте к ним добавляется клубника, в апреле черешня. Практически все эти страны окружены морями и океанами, поставляющими полезные и питательные водоросли.

Но и в северных странах в то время поститься было намного дешевле и проще: в конце зимы – начале весны люди попросту подъедали запасы. В кладовых оставались самые простые и невкусные заготовки, ими и питались. Продуктовых магазинов было крайне мало даже в городах, но и в них продукты исчезали, а пополнить запасы было неоткуда.

В России Великий пост был регламентирован, исходя из средневекового палестинского Типикона. То есть никто не учитывал географических особенностей страны, где снег не сходит иногда и в апреле, а первые ростки зелени пробиваются в середине мая. И затею голодать, заниматься сухоядением или питаться растительной пищей можно назвать троллингом.

Тем не менее послушные новокрещеные православные, судя по всему, подчинились решению отцов Церкви и принялись поститься. Тут, правда, стоит отметить, что к зиме большая часть работ прекращалась, а церковь обычно была в пешей доступности. Спать ложились с заходом солнца (и вставать тоже не спешили). Словом, переходили в режим энергосбережения.

Ни им, ни священноначалию прошлых веков в голову не могли прийти, что они пишут правила поста для тех, кто будет до ближайшего храма добираться на нескольких видах транспорта в течение часа, что люди будут ездить на работу по полтора часа в одну сторону, а рабочий день у них будет ненормированный. И уж точно не будет зависеть от количества светлых часов в зимние дни.

Сегодня в российских деревнях (где нет магазинов) верующие бабушки уставных правил не соблюдают и питаются летними запасами. Что делает их пост куда более приближенным к идеальному, чем у тех, кто расписывает и продумывает постное меню, отдавая планированию и готовке огромное количество времени, сил и, что скрывать, денег.

Потому что поститься сегодня намного дороже и сложнее, чем есть привычную мясную и молочную пищу. Вместо того, чтобы не заботиться о еде, православные только и делают, что продумывают план здоровой и полезной еды и бесконечно жалуются на голод. В итоге либо срываются и тайком едят запрещенную пищу, либо превращаются в оголодавших маньяков, способных найти в комнате горбушку черного хлеба по запаху.

Задача поста не сделать жизнь тягостнее и замороченнее, а упорядочить ее. И осознать, что действительно важно и к чему надо стремиться. Ради этого и отказываются в пост от всего лишнего, что мешает структурировать внутреннее состояние. А не добавляют себе бытовых сложностей.