Мариинский театр готовится к фестивалю в честь дня рождения композитора Николая Римского-Корсакова. Праздничные мероприятия начнутся 18 марта на малой родине композитора – в Тихвине Ленинградской области. В первый день покажут оперу "Ночь перед Рождеством". Как отметил художественный руководитель театра Валерий Гергиев в интервью каналу "Россия 24", в подобном формате проект реализуется впервые.
- Валерий Абисалович, вы тот дирижер, который, пожалуй, лучше всех знает творчество Римского-Корсакова. К юбилею мастера вы поставили в Мариинском театре все 15 его опер. Из чего вы исходили, когда составляли программу для фестиваля в Тихвине?
- Дело в том, что очень интересная крупная акция в городе Тихвине 18 марта, в день рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова на его родине, рядом с домом, в котором он родился и вырос, рядом со знаменитым на весь мир и, естественно, на всю Россию, монастырем Тихвинским и знаменитыми храмами монастыря, где одна из самых знаменитых икон, может быть едва ли не самая знаменитая икона Тихвинской Божьей Матери. Это начинание – это впервые силами артистов, в том числе очень известных артистов Мариинского театра, оркестра, хора, в декорациях, в костюмах прозвучит опера "Ночь перед Рождеством", великолепная опера Николая Андреевича Римского-Корсакова. И прозвучит она в Тихвине. Не на сценах Мариинского театра, как сегодня совершенно естественно живут многочисленные произведения не только Римского-Корсакова, но и Глинки, и Чайковского, и Бородина, и Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Чайковского.
Я думаю, что это начало огромной программы, рассчитанной на огромные ресурсы Мариинского театра, творческие. И первым вот таким шагом восхищения, преклонения и благодарности перед великими нашими творцами будет вот этот фестиваль 18 и 19 марта в Тихвине. Недалеко от Петербурга, тут 3 часа езды. Коллектив ждет встречи с публикой там. Я думаю, что всех вдохновляет тот факт, что Римский-Корсаков вырос там, это, можно сказать, святые места не только для паломников – а их много, – но и для музыкантов, которые будут считать для себя важным и интересным, почетным выступать там. И публика не заставит себя уговаривать, я думаю.
Мы не звоним во все колокола, мы не считаем, что надо тут подключать какую-то машину пиара какого-то, я просто хотел в рамках одного очень короткого разговора сказать прямо. Я думаю, что это тот хороший и, повторяю, почетный для всех нас проект, который Россия на самом деле могла проводить уже 100 лет назад. Но в силу определенных обстоятельств – это и мировые войны, это и особые и очень драматические, трудные, иногда страшные периоды нашей собственной истории... Сейчас, мне кажется, откладывать это нет никакого смысла. Поэтому вслед за фестивалем, посвященным Римскому-Корсакову у него на родине, будут и фестивали в Воткинске, и в Смоленске, и в Пскове и в Великом Новгороде, и имена для нас для всех святые. Это и Рахманинов, это и Мусоргский, это и Глинка, это Чайковский. Конечно, это далеко не весь ряд. Стравинский – это Ораниенбаум, это здесь рядом, Бородин тоже.
Думаю, особое отношение у нас всех к Сергею Сергеевичу Прокофьеву, мы много делаем для того, чтобы его музыка звучала по всему миру. Мы обязательно найдем форму вот таким образом осуществить эти, если хотите, приношения в знак глубочайшей благодарности, восхищения. Это еще и наши учителя, это наши, если хотите, духовные родители. Я говорю о великих композиторах без какого-то пафоса, просто история Мариинского театра переполнена ярчайшими акциями, которые благодаря таким великим творцам наполняли ее жизнь на протяжении уже более 200 лет.
- На посту руководителя театра вы с самого начала придерживались "римско-корсаковской линии" как одной из магистральных. Почему? За что все мы так любим Римского-Корсакова?
- Ну, я бы ответил так. В далекие годы, когда я неожиданно возглавил Кировский еще тогда театр, я сразу почувствовал необходимость опереться на самый сильный, мощный, глубокий, яркий и даже можно сказать самый родной пласт. Это творение великих наших композиторов, которые не просто в России, а вот здесь, в Петербурге, здесь, в Мариинском театре делали невероятные вещи. И начинал я тогда и с "Князя Игоря" и с "Хованщины", это мой первый сезон, первая его половина. То есть у меня на все про все был месяц-полтора, чтобы все спланировать, и тут же, спланировав, тут же это осуществить. Сезон начинали в сентябре 1988 года, а уже к декабрю вот эти две большие работы были показаны, и составы певцов были совершенно неожиданно новыми, яркими. Ни я этого не ожидал, ни публика, ни даже, мне кажется, старожилы Кировского театра тогдашнего.
И вот до сих пор многие из тех, кто о себе так ярко заявил, поют здесь. Это и Ольга Бородина, и Владимир Галузин, это огромный список, который можно перечислять много, много, много раз, и это займет огромное количество времени. Но и Римский-Корсаков, и Глинка, и Чайковский, и Прокофьев уже в первые 3-4 года стали, если хотите, хозяевами всего, что происходило здесь. Не я командовал, а уже командовали величайшие музыканты, которых миру дала Россия, и им слепо подчинялись все. Вот к этому я доложен был вести коллектив. А сейчас это, мне кажется, сделать гораздо проще. Мы друг друга знаем давно, у нас огромное доверие друг к другу, коллектив – я говорю о любом цехе: и оркестр, и хор, и многочисленные и ярчайшие солисты Мариинского театра. Балетный коллектив, у которого свои задачи, тоже связанные с великими композиторами. Мы уже, не тратя время на, скажем так, знакомство с композитором, мы знакомы, и поэтому все оперы великих композиторов русских здесь уже звучали.
А вот что сделать на бескрайних просторах нашей страны огромной, вот тут нужны размышления, нужны какие-то очень надежные процессы планирования. Потому что мы не хозяева поля, мы не можем в Смоленске делать все, что мы хотим. Но если нам губернатор смоленский предлагает сделать там филиал Мариинского театра, и мы в ответ говорим ему... Мы не будем говорить "нет", мы вернемся и обязательно сделаем что-нибудь очень крупное, это будет посвящено Михаилу Ивановичу Глинке, отцу русской классической музыки. Вот на этом договорились. То же самое в Воткинске. Мы там были многократно. Там родился Чайковский, там дом, где он вырос. Свои первые 9-10 лет жизни он там жил, первые впечатления об окружающем его громком мире получал именно там. Мы выступали там, конечно, но мы сделаем что-то, что выйдет за рамки одного выступления и, надеюсь, будет продолжаться много-много лет, а может быть десятилетий.
Фестиваль в Тихвине начнется 18 марта 2021 года и будет продолжен, ежегодно в этот день будет открываться. Пускай он занимает 2-3 дня. Тихвин – это не Москва и не Нью-Йорк, но Мариинский театр выступает и в Москве, и в Нью-Йорке, и в Лондоне, и в Париже постоянно. Почему бы не выступать на родине у великого композитора? Вот такая мысль.
- Все выступления в рамках фестиваля пройдут на сцене Дворца культуры имени Римского-Корсакова. Наверняка тихвинский зритель, как и все мы, изголодался по таким масштабным событиям. Скажите, как вообще сейчас построена работа Мариинского театра в таких постпандемических условиях?
- У нас три важнейших площадки: исторический театр, новый театр – Мариинский-2, как его многие называют, и концертный зал. Великолепнейший концертный зал – это Мариинка-3. Мы ежедневно выступаем на всех трех площадках. Иногда в субботу или в воскресенье мы даем по 6, по 7, по 8 акций. Наконец-то пустили детей, и театр совершенно заполнен был вот сейчас на "Щелкунчиках", да и на многих творческих акциях, где уже могут появиться дети. Это, можно сказать, праздник и для нас, и для детворы. Мы выступаем не в расчете на появление иностранных туристов, а в расчете на то, что наши любители оперы и балета и симфонической музыки смогут увидеть... не сразу, но, возвращая репертуар, который отсутствовал целый год или даже полтора-два года, мы должны работать, не покладая рук.
Мы работаем сейчас очень много, у нас нет беспокойства на фоне тех цифр, которые были 7, 6, 5 месяцев назад. Сейчас мы живем в очень благополучной обстановке в этом плане, спасибо нашим врачам, спасибо всем, кто помогал, кто сумел организовать процесс в России так, что сегодня нам завидуют очень многие коллеги из многих-многих театров и оркестров мира и балетных, оперных компаний. Но я не хочу тут ничего говорить негативного. Я ни в чей адрес сегодня не собирался пускать критические стрелы. Я хочу провести фестивали, посвященные лучшим музыкантам, которых родила российская земля, и Тихвинский фестиваль будет первым шагом. И он будет очень хорошим, успешным шагом.
- Спасибо вам огромное!