Неприкрытая враждебность Литвы: россиянину Юрию Мелю накинули срок

Полковник Юрий Мель должен был увидеть свободу, но получил еще три года тюрьмы. Почему Евросоюз не видит издевательства Литвы над заключенным?

"Ваш браузер пытается подключиться к Интернет-ресурсу, который незаконно распространяет телепрограммы". Такое сообщение теперь появляется у латвийских пользователей при попытке зайти за сайт "RT на русском". Ранее власти страны запретили вещание ряда российских телеканалов, однако впервые провайдеров обязали не только закрыть трансляцию неугодного ресурса, но и блокировать его сайт.

Формально ограничения связаны с санкциями ЕС против главы агентства "Россия сегодня" Дмитрия Киселева. В Союзе журналистов России считают, что это не что иное, как избавление от конкурентов и отсечение зарубежной аудитории от альтернативной точки зрения на русском языке. Мириться с существованием которой, похоже, не намерены ни в одной из прибалтийских стран.

Эстония сейчас угрожает журналистам, которые сотрудничают с российскими редакциями. А в той же Латвии такое сотрудничество становится поводом для заведения уголовных дел. Ну а чем они могут закончиться, наглядно показывает последнее решение Литвы.

Речь о россиянах, которых Вильнюс ранее огульно осудил по делу о событиях января 1991 года. На днях полковник Юрий Мель должен был выйти на свободу, однако его срок заключения неожиданно продлили. Чем руководствуются и куда смотрят зарубежные правозащитники?

Гражданин России Юрий Мель должен был выйти на свободу 12 марта из литовской тюрьмы. В заключении он провел семь лет. Незадолго до выхода литовское "правосудие" опомнилось, решили продлить заключение Меля еще на три года.

"Юрия Меля хотят сгноить в тюрьме, это издевательство, форменное издевательство. Юрий Мель исполнял приказ, Юрий Мель действовал в рамках тогдашнего законодательства, реализуя присягу, Мель наводил конституционный порядок на территории Советского Союза – он никого не убил, не преступил закон, поэтому то, что делает Литва, это попытка отвоевать что-то у Советского Союза", – считает Андрей Стариков, главный редактор Baltnews.

Полковник запаса был осужден в Литве по делу о событиях 13 января 1991 года. Тогда в Литовской ССР решили провозгласить собственную независимость. Начались массовые протесты. И в ночь на то самое 13 января колонна советской бронетехники направилась в центр Вильнюса; Мель командовал экипажем танка. Другим фигурантам назначили 4, 10 и 12 лет заключения.

"Основанием для увеличения срока лишения свободы было то, что другим было принято решение судом первой инстанции – в качестве лишения свободы 10 лет. То есть логика такая: если другие экипажи и другие танкисты получили 10 лет, то почему Юрий Мель должен получить меньше? Вот такой был логический аллюр", – пояснил Ришардас Бурда, адвокат Юрия Меля.

И тут важно оговориться: Литва была признана независимой республикой только в сентябре 1991 года, на восемь с лишним месяцев позже описываемых событий. То есть судили российских граждан по статьям, которые были приняты после вменяемого преступления. По законам, которые, вопреки всем нормам, возымели обратную силу. Да и вовсе, все вердикты суд Литвы вынес только в 2019-м, многие решения заочные. А кто-то годами дожидался приговора за решеткой, как Юрий Мель, например.

"Попытка литовских властей через такой долгий промежуток обвинить в преступлениях, которые не имеют не то, что доказательства и фактуры – это просто голословное обвинение, политическая расправа", – уверен Артём Туров, член комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.

"Объявленное решение, должен сказать, очень серьезное для нас событие, речь не столько о вердикте апелляционного суда, а об открытом политическом вызове Российской Федерации. Политика нынешних литовских властей приобретает открытый враждебный характер", – отмечает Александр Удальцов, исполнительный директор Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, экс-посол России в Литве.

Сам Юрий Мель не присутствовал на этом суде. Адвокаты говорят, он не тешил себя надеждой. И вот как Юрий Николаевич воспринял новость о том, что решение не в его пользу.

"Когда я выслушала приговор, надо было идти к Юрию Николаевичу, ну, честно говоря, неприятно такие новости сообщать, волнуешься, так вот вы понимаете, человек настолько… Он, во-первых, спокойно все это воспринял, философски и в этой ситуации мне говорит: Галина Александровна, ну не нервничайте вы так, прорвемся мы, не переживайте", – рассказала Галина Кардановская, адвокат Юрия Меля.

Сейчас адвокаты готовят апелляции в высшие инстанции Литвы. Но учитывая, насколько это дело неприкрыто политизировано, в юридических кругах говорят, что может помочь активное вмешательство дипломатических сил. На это рассчитывают и сами граждане России, которые находятся за решеткой.