Новость о переписанных правилах YouTube разнеслась, как "в англоязычном мире разрешили использовать брань". Но для российского сегмента эта тема тоже крайне актуальна.
Заходим в правила хостинга, где написано: YouTube будет платить тем, кто использует нецензурную брань. С пометкой "преимущественно не в начале".
"Я бы это назвал популяризацией деградации; более того, людей толкают на этом зарабатывать. Да, у нас в России вообще давно идет дискуссия о том, насколько важно и необходимо блогеров-многотысячников наделить обязанностями средств массовой информации, потому что сейчас происходят дикие вещи", – говорит Александр Малькевич, журналист, первый зампредседателя комиссии по СМИ Общественной палаты РФ.
Нецензурная лексика – это просмотры, завлекательные заголовки, рост аудитории. Но вместе с тем это удар по культурному поведению, речи. И если Россия идет по цивилизованному пути создания ограничений для такого вида речи, YouTube, похоже, движется в ином направлении.
"С 1 февраля текущего года возложили на владельцев социальных сетей – не блогеров, а тем, кому принадлежат социальные сети – обязанность мониторить контент и удалять запрещенные российским законодательством вещи, к которым относятся в том числе и оскорбления. Поэтому если кто-то позволяет себе написать Иван Иваныч и дальше непечатная лексика, конечно, это попадает под существующие сегодня ограничения, – говорит Александр Хинштейн, глава комитета Госдумы РФ по информационной политике. – YouTube ведет себя достаточно нагло, не побоюсь этого слова, потому что чувствует в себе силу".
Почему это важно: еще недавно алгоритмы YouTube ограничивали не только монетизацию, а даже просмотр роликов с нецензурной лексикой. Сегодняшний подход – это популяризация непечатной брани.
"Раньше YouTube жестко относился к мату и алгоритму, обрезали и не давали количество просмотров, полностью отключали монетизацию. Сейчас YouTube стал лояльным, более свободным и стал позволять использовать себе матерную лексику и также не лишать монетизации. YouTube идет на поводу у блогеров", – считает руководитель SMM-отдела Станислав Антонов.
То, какое место в нашем мире занимают IT-гиганты, давно называют наднациональным. У них свои правила и устои. Безусловно, ряд этих постулатов был написан с оглядкой на законодательство разных стран. Но теперь это больше похоже на некий компромисс БигТеха и законодателей, который соблюдать необязательно. Понятно, с какой целью.
"Оно именно так и работает: смотрите, любой бизнес скажет вам, что мы сами с усами. Можем саморегулироваться, нам не нужны ваши законы, мы социально ответственные, мы сами разберёмся, что нам делать. Мы прекрасно понимаем, что нам можно, а что нельзя, причем границы этого "можно" они будут максимально раздвигать для себя с известными целями больше заработать", – говорит Пётр Лидов-Петровский, директор по коммуникациям медиа-группы "Россия сегодня".
То, что делает YouTube, выглядит не иначе как "мы снижаем свой культурный порог, разрешаем материться. Но только про политику не забываем" -- и при любом удобном случае будем ограничивать доступ к роликам, например, ВГТРК, как было с фильмом "Крым. Путь на Родину". Удобные правила, которые меняешь, когда и как тебе удобно. Интересно, а как эти мнимые законы перепишут завтра?