Турецкая пресса сообщает о небывалой активности ядовитой рыбы фугу на побережье. Всего в полусотне метров от пляжей Антальи обнаружены целые косяки, так что теперь местные жители искренне беспокоятся, смогут ли они вообще зайти в воду летом.
Понять их можно – рыба смертельно опасна, да к тому же в Средиземном море она еще в диковинку. Раньше встречалась только в Индийском и Тихом океане. Теперь – осваивает новую территорию, причем стремительно. Такую активность турецкие власти считают угрожающей, так что в стране официально разрешено вылавливать и уничтожать фугу без ограничений.
Более того, за каждую пойманную рыбу платят пять лир, то есть около пятидесяти рублей. Однако даже такого стимула явно недостаточно для того, чтобы справиться с ядовитыми косяками. Некоторый вклад в борьбу обещали внести и местные фармацевты, которые хотят попробовать использовать яд как лекарство. А дойдет ли до подачи фугу в качестве деликатеса для туристов и откуда она вообще взялась в Турции?
Название "фугу" – чисто бытовое. А по-научному это – представители семейства иглобрюхих. "Иглобрюхи – большое семейство, и несколько видов из них живут в Индийском океане. Самый крупный из них – серебряный иглобрюх – есть на видео. И вот он обнаружен в Турции вместе с еще несколькими видами, – рассказывает Илья Гомыранов, зоолог, сотрудник Сколковского института науки и технологий. – Вот этот иглобрюх – очень крупный, до 110 сантиметров. Он хищник, у них мощные челюсти, они питаются моллюсками, ракообразными различными".
У берегов Турции иглобрюхих быть не должно. Но, увы, это бич Средиземного моря: водоем считается одним из самых загрязненных инвазивными видами в мире. А виноват во всем Суэцкий канал. Когда его прорыли, в Средиземноморье стала перетекать более соленая вода из Красного моря. И вместе с ней на север переплывают и обитатели Индийского океана. Некоторые приживаются. И, более того, начинают захватывать местные экосистемы.
Примером тому видео, снятое месяц назад: иглобрюхи в Средиземноморье атакуют морских ежей рода диадема. И те, и другие здесь – незваные гости. "Хотя рыба достаточно малоподвижная, но представьте: Суэцкий канал – это считаные километры, – комментирует Кирилл Кузищин, профессор кафедры ихтиологии биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор биологических наук. – Хоть рыба и малоподвижная, но вполне может преодолеть такое расстояние за полгода. И все, проникнет в Средиземное море. И если там подходят условия – начнется расселение".
Появление иглобрюхов на востоке Средиземноморья – это плохие новости. Рыба смертоносная и совершенно непромысловая, если съесть её, неправильно приготовив. А если наступить на фугу, поранив кожу, то вполне можно погибнуть…
Дело в том, что в организме, а также на поверхности тела рыб содержится тетродотоксин. Знакомое слово для любителей детективов: да, это им обычно друг друга травят книжные и киношные персонажи. И неспроста: ведь тетродотоксин является одним из самых страшных ядов на планете. Он в сотни раз опаснее цианида и в десятки раз опаснее боевых отравляющих веществ: зарина и газа VX.
"Это один из самых сильных ядов, известных человечеству, – рассказывает Дмитрий Мустафин, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии естествознания. – Его знали еще 2 тысячи лет до нашей эры древние египтяне. Первые симптомы – это тошнота, рвота, диарея. Потом происходит блокировка легочной системы. Мышцы легких парализуются, и человек умирает от нехватки кислорода".
При этом уже очевидно: крупный хищник у берегов Турции прижился, и в ближайшее время начнет менять под себя местную экосистему. Это точно ударит по промысловым видам. И есть даже опасность, что ловить в местных водах станет больше нечего. Кроме, разумеется, самих расплодившихся фугу.
В таком случае, местным поварам волей-неволей придется осваивать опасные рецепты. А туристам, вероятно, осторожнее выбирать пляжи для купания. А лучше вообще в море не заходить.