Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ отмечает 90 лет образования. Юбилейная дата пришлась на декабрь, но в связи с коронавирусом празднование перенесли на апрель.
Регион расположен на полуострове Таймыр – самом большом северном полуострове в мире. Уникальное место на карте России, где индустриализация советского периода и современное промышленное производство соседствуют с традиционными промыслами, а Интернетом там свободно пользуются даже в чумах оленеводов. Чем живет Таймыр сегодня и какие богатства хранит?
Таймыр – территория с характером. Вторая половина апреля, а здесь горы снега. Транспорт – вертолеты и вездеходы.
Едем в стойбище Тыяхо. Дорога по льду Енисея. Наши проводники находят ее по приметам, которые только им понятны. Сверху снег, снизу тоже снег, даже горизонта не видно.
Спутниковые координаты бесполезны. Оленеводы перекочевали. Стаду понадобился свежий ягель.
Стреноженные олени – это подарок соседям. Такой обмен животными для улучшения поголовья. Плюс праздник. Таймыру – 90 лет, и вся тундра – по гостям.
Хозяйка чума Агрофена встречает улыбкой и просит помочь сходить за снегом. Из него топят воду для готовки.
Но зато есть интернет. И дети сидят в телефонах.
Семьи живут в балках. Чтобы переехать в этой однушке из шкур на новое место, нужно 10 оленей.
В отличие от других регионов здешние олени совсем домашние. Едят из рук.
Летом стойбище Тыяхо посетили 500 туристов. На Таймыре начали выстраивать индустрию.
В сложный год пандемии активность и северное трудолюбие смогли обеспечить местным жителям рост не только туризма – увеличиваются грузоперевозки.
Это продолжается уже больше часа – ледокол пытается очистить причал, но лед больше 70 сантиметров и мороз с ветром. Смерзается все моментально. Глазами вроде не видно, но работа титаническая и сверхсложная.
Единственный на Енисее речной ледокол помогает судам в порту Дудинка справляться со стихией. В паре с буксиром ледокол прокладывает подходной канал для арктических сухогрузов. Порт уникальный. Такого в мире больше нет. Весной в ледоход и паводок его полностью затапливает.
Работа по приему судов продолжается, порт обеспечивает Таймыр всем необходимым для жизни.
Населенный древними охотниками Таймыр на географических картах появился в эпоху Петра. Название, по одной из версий, означает "богатый". Золото, медь, никель, платина… Первое металлургическое производство в 1935 году на вечной мерзлоте здесь строили заключенные Норильлага.
Безмолвный свидетель тех событий мост, а тогда безымянная переправа посреди бескрайней промерзлой тундры. Строили ее заключенные, прошли по ней больше 300 000 человек. Мост памяти и скорби в самом сердце Дудинки.
Никто точно не знает, сколько погибло от непосильного труда, холода, голода болезней, а сколько было замучено. Они так и остались в сердце, в памяти, что определяет сегодняшнюю идентичность металлургов Таймыра. Огромные чаны с расплавленным металлом – по-настоящему победные объемы в суровых условиях Заполярья.
Здесь можно было бы вспомнить какие-то цифры по выплавке и температуре, но индукционную печь специально для нас поворачивают только один раз, чтобы показать это горячее сердце Таймыра. Поэтому никаких цифр, только сила и энергия момента.
Удивительно, но еще недавно на Таймыре не было своих заготовительных производств. Сегодня многочисленные артели сдают на переработку мясо. А рыбы здесь, кажется, даже больше, чем золота. Хранят все это богатство по старинке в мерзлоте.
На Таймыр стоит приехать не только за деликатесами и самобытной культурой, но еще и за тем, чтобы покататься на самой северной в мире горнолыжной трассе. Рекомендовано местными мальчишками. И если не сыграть в профессиональном турнире, то хотя бы попробовать керлинг.
Таймыру – 90. И административно это, конечно, район Красноярского края. Но на всем Таймыре нет ни одного города. Здесь на самом большом и самом северном полуострове в мире проживают в основном коренные. А еще здесь бывает холоднее, чем на Северном полюсе (до минус 62), снег идет иногда в июле. А главная мудрость Таймыра звучит так: "Когда живешь там, где вымерли мамонты, хорошей погоды совершенно достаточно для счастья, а в плохую можно чай пить".