Дима Зицер: "Агрессия в семье – модель поведения, которая вернется бумерангом"

В ходе состоявшегося сегодня на медиаплатформе "Смотрим" онлайн-стрима с педагогом Димой Зицером он рассмотрел вопрос о том, почему девятилетний мальчик дерзит в школе и дома, бьет девочек и объясняет это тем, что его все бесят. Оказывается, для ребенка главный авторитет в семье – отец, а тот не привык сдерживаться...

Сегодня на платформе "Смотрим" состоялся онлайн-стрим с Димой Зицером. Он опытный педагог: вырастил трех собственных дочерей и имеет 40-летний стаж работы с детьми и трудными подростками в качестве учителя и директора школы. "Дети – самые незащищенная часть человечества. Потому что они окружены взрослыми, которые точно знают, как детям надо себя вести", – считает Дима. Темы для беседы основателю Института неформального образования и Школы неформального образования "Апельсин" предлагали сами зрители медиаплатформы и слушатели радио "Маяк", где у Зицера по вторникам и средам выходят в эфир авторские передачи.

Первый вопрос по существу задала педагогу Анна из Омска. "Сыну девять лет, у него проблемы с поведением: дерзит в школе и дома бабушками и дедушкам, бьет девочек, говорит, что так делает папа – бьет маму (хотя это не так). И говорит, что его все бесят", – рассказала она. Женщина интересуется, как быть в такой ситуации.

После нескольких уточняющих вопросов о ситуации в семье, Дима ответил: "Мне кажется, что сын очень любит своего папу, который кричит на маму, а ему может дать подзатыльник. Мальчик наблюдает культуру общения, которую можно сформулировать так – "когда у меня кончается терпение, я выплескиваю агрессию". Дети в любой ситуации копируют нас, и мальчик рассуждает сам с собой: "Да, папа не бьет девочек ногами, а я бью, потому что у нас в семье не принято сдерживаться". И выводить из этой ситуации сына должен отец: каждый раз, когда папа выходит из себя, он подпитывает уверенность сына, что так можно".

А своей слушательнице Ане педагог посоветовал: она должна предупредить мужа, что когда мальчик подрастет, то направит свою агрессию – и обретенную силу – на самого отца. И если папа найдет в себе силы измениться, то через некоторое время у него появится моральное право сказать: "Сын, что ты творишь? Мы себя так не ведем, у нас в семье так не делают. Давай я расскажу тебе, как сумел справиться со своей агрессией, перестал кричать на людей и понял, что мой гнев – это моя проблема, и умею с ним бороться". Это поднимет авторитет отца на гораздо большую высоту.