Тема:

"Северный поток" 1 неделя назад

70% граждан ФРГ выступают за завершение "Северного потока-2"

Германские политики считают, что "Северный поток-2" не является политическим проектом и настаивают на сохранении добрососедских отношений с Россией.

Разговор вышел своевременным еще и на фоне резолюции Европарламента, который мечтает отключить Россию от межбанковской системы SWIFT и остановить достройку "Северного потока-2". Однако решения Европарламента обязывающей силы не имеют. К тому же прежние попытки Европы заменить российские углеводороды сланцевым газом из США обернулись дырами в бюджете и перебоями с электроэнергией. Показательно, что пока Европарламент заседал, глава немецкой земли Мекленбург отправилась вместе с российским послом осматривать строительство "Северного потока".

Конечная точка "Северного потока-2" – это не самый богатый регион Германии. И трансбалтийский газопровод будет приносить хороший доход в местный бюджет, так как это уже 10 лет делает "Северный поток-1". Он в полукилометре отсюда.

На фоне обострившихся споров вокруг российско-германского энергетического сотрудничества местное руководство решило продемонстрировать свою поддержку этого проекта.

Мануэла Швезиг не впервые на площадке "Северного потока-2". Мало кто в Германии сделал для того, чтобы отбить атаки на газопровод, столько, сколько председатель земельного правительства. Ей, например, принадлежит идея экологического фонда, который стал своего рода бампером между немецкими участниками проекта и американскими санкциями.

"Мы знаем, что более 80% немецкого населения выступают за продолжение дружественных отношений между Германией и Россией, даже в периоды напряженности. Согласно опросам, проведенным в этом году на фоне дискуссий вокруг "Северного потока-2", более 70% граждан считают, что проект должен быть завершен", – заявила Мануэла Швезиг, премьер-министр федеральной земли
Мекленбург-Передняя Померания.

Газопровод готов на 95%. Осталось уложить 121 километр магистрали, состоящей из двух ниток, по которым можно будет прокачивать 55 миллиардов кубометров газа в год.

Два российских судна – "Академик Черский" и "Фортуна" – работают в датских территориальных водах. К концу лета работы должны быть закончены.

"Некоторые партии, видимо, хотят использовать это в политических целях, но главное, что наша исходная позиция – это проект коммерческий, неполитический, нужный, важный, международный, отвечающий интересам всех стран – и России и Германии – и европейских стран, которые также будут получать газ. Поэтому, всё, что есть в газетах – это различные спекуляции, их мы оставляем на потом", – подчеркнул Сергей Нечаев, российский посол в Германии.

Противники "Северного потока-2" резко активизировались после того, как на прошлой неделе Ангела Меркель подтвердила неизменность позиции Германии: проект должен быт завершен.

По инициативе трех десятков депутатов, главным образом из восточной Европы и Прибалтики, Европарламент принял сегодня восьмистраничную резолюцию, в которой предлагает Брюсселю поставить будущее газопровода в зависимость от действий России.

Мол, если чего-то не понравится – полностью прервать торговлю энергоносителями и отключить SWIFT. Резолюция не обязательна к исполнению, как и все, что выходит из Европарламента. Будь иначе, все равно не сработала бы.

"Северный поток" — это противоречивая тема. Мы уже говорили, что этот проект не служит диверсификации источников энергии ЕС. Но проект находится в ответственности частных компаний, и ЕС не владеет инструментами для принятия решения по его судьбе", – отметил Жозеп Боррель, верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности.

Партнерами "Газпрома" в Европе выступают немецкие Wintershall и Uniper, австрийский концерн OMV, британо-нидерландская Shell, французский Engie.

Та часть европейских политиков, которая поставлена специально следить за соблюдением американских интересов, пытается давить на психику инвесторов провокационными сюжетами: из последнего – взрывы оружейных складов в Чехии и Болгарии, за которыми якобы стоят агенты ГРУ.

Но главная надежда на немецких "зеленых", которые имеют неплохие шансы на предстоящих парламентских выборах. На днях их кандидат в канцлеры Анналена Бербок сказала, что будь ее воля – "Северный поток–2" остался бы без политической поддержки Берлина.

"Зеленые" говорят, что они борются за окружающую среду, а на самом деле – отрабатывают заказы Вашингтона – отреагировали социал-демократы.

"Вряд ли действия "зеленых" могут быть еще более лицемерными. Партия намерена как можно скорее отказаться от угля и атомной энергии, но как это сделать без поддержки в виде газа, не понятно. Коллега Бэрбок по партии Роберт Хабек, занимавший пост министра охраны окружающей среды в федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн, открыл терминал для приема сжиженного газа из США. В этом свете критика Бербок в отношении газопровода не заслуживает никакого доверия", – прокомментировал Рольф Мютцених, глава фракции СДПГ в бундестаге.

Остановить строительство "Северного потока–2" на нынешнем этапе невозможно, разрабатываются планы по созданию помех для его эксплуатации.

Однако, даже критически настроенные в отношении проекта издания, вроде газеты Die Welt, задались вопросом: на кого ляжет финансовое бремя судебных исков, если инвесторы захотят вернуть деньги. Не на партийную кассу "зеленых" и не на семейную бюджет госпожи Бербок. Правильный ответ – на немецких налогоплательщиков.

От резких политических виражей в отношении России накануне предостерег министр иностранных дел Германии Хайко Маас. И госпожа Швезиг с ним в этом согласна.

"Правительство земли Мекленбург-Передняя Померания всегда оказывало поддержку "Северному потоку-2" и продолжает это делать. Я считаю курс на конфронтацию, который взяла Анналена Бербок в отношениях с Россией – опасным", – подчеркнула она.

Впрочем, "зеленые" в Германии уже очень давно не были представлены в федеральном правительстве. И даже если благоприятный для них прогноз оправдается, и по итогам выборов им удастся войти в правительство – всё равно придется многому учиться, поскольку реальное управление национальной экономкой и финансами сильно отличается от необременительного пребывания в оппозиции.