Рядом с историей: студенты-реставраторы начали работу в Псково-Печерском монастыре

Студенты архитекторы-реставраторы повышают уровень своего профессионализма на объектах культурного наследия Псково-Печерского монастыря. В рамках научно-образовательного проекта "Псковская архитектурная школа", молодые специалисты из семи регионов исследуют Никольский храм. Основная задача: выявить проблемы, проанализировать и предложить свои проектные решения.

Студенты архитекторы-реставраторы из семи регионов страны повышают уровень своего профессионализма на объектах культурного наследия Псково-Печерского монастыря. В рамках научно-образовательного проекта "Псковская архитектурная школа" ребята проводят натурные исследования в Никольском храме.

Такая уникальная практика организована Союзом реставраторов России совместно с региональным Комитетом по охране объектов культурного наследия, Псковской епархией и некоммерческой организацией "Возрождение объектов культурного наследия в Псковской области".

Устроенная еще в 16 веке стараниями преподобномученика Корнилия Никольская церковь нетипична для Псковщины: храмы обычно располагали недалеко от ворот, этот же возвышается прямо над ними. За годы существования перемен здесь было немало. Традиции храмового зодчества тесно переплелись с оборонно-крепостными. Церковь объединили с защитным сооружением – сторожевой башней, в которой теперь находится второе пространство для проведения служб. Здесь и работают сегодня студенты.

"Сложностей очень много, потому что если бы это была проектная реставрация, мы бы получили разрешение на вскрытие фасадов зондажи, шурфы, а тут получается, что мы можем только глазами посмотреть памятник, не можем вскрывать, не можем трогать", – рассказывает Мария Кучерявых, научный руководитель проекта "Псковская архитектурная школа".

Зарисовки, обмеры, фотофиксация, изучение архивных материалов – основные методы исследования. Руководители проекта – практикующие архитекторы-реставраторы помогают ребятам разобраться, что из существующего – новодел, а что – исторически верно. Задача студентов: выявить проблемы, проанализировать и предложить свои проектные решения.

"Ребята свободны от каких-то договорных или там любых рамок, они пришли – у них свежий взгляд, главное, что увидели сами проблему. Появляется реакция, появляются идеи, сейчас мы им поможем эти идеи превратить в некие проектные формы", – отметил Александр Урадовских, научный руководитель проекта "Псковская архитектурная школа".

Диссонирующие элементы удается выявить сразу. Многочисленные ремонты за пятьсот лет образовали "шубу" из слоев отделки, которая скрывает подлинную пластику фасада, паркет и освещение в храме тоже не историчны. Паникадило в стилистике 19 века не вписывается в интерьер допетровской эпохи. Ребятам нужно предложить гармоничные решения, соответствующие духу первозданного храма. В своем проекте Кирилл Пестерев перекрашивает водостоки агрессивного цвета и темные перила на светлые. Меняет и территорию возле храма.

"Гранит здесь не слишком уместен, мы хотим сделать что-то более историческое или аутентичное, то есть не что-то столичное из Санкт-Петербурга с Невского проспекта, а что-то, что могло быть тут в теории, что-то похожее, возможно, или вот такое, более аутентичное, на наш взгляд", – поясняет Кирилл Пестерев, студент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Студент-искусствовед Никита Ермолаев признается, такие выездные практики – опыт незабываемый: "Пытаешься представить, наверное, даже средневековую логику, почему вот здесь было пять дверей, чтобы задержать неприятеля, или почему подземный этот проем, по которому спускались лошади, он такой узкий и странный, неприятный, и пытаешься прочувствовать себя человеком того времени, и действительно раскрыть, может быть, не только такие научные детали, но и что-то в себе, наверное, мироощущение какое-то".

Сейчас региональный научно-производственный центр по охране памятников разрабатывает проектную документацию реставрации объектов Печерского монастыря, в том числе и этого Никольского храма. Лучшие идеи студентов "Школы реставраторов" будут учтены и получат реальный шанс на воплощение в жизнь.