В Калининградской области подросток, страдающий тяжелым заболеванием – спинальной мышечной атрофией – просит скорректировать правила сдачи ОГЭ для школьников с этим диагнозом. Прикованный к кровати ученик – круглый отличник с большими планами на будущее, которые могут не осуществиться, потому что действующие нормы не учитывают все особенности таких детей.
Он мог бы воспользоваться дополнительным временем, но, как и остальные девятиклассники, решил задачи по информатике за полтора часа. 14-летний Антон Ледовский, страдающий спинальной мышечной атрофией, основной государственный экзамен сдавал дома в присутствии наблюдателей – учителей из своей школы. Маме разрешили быть ассистентом.
"Ассистент должен поправлять руки, помочь, подтянуть, поправить кисть, дать ручку", – пояснила мама мальчика Олеся Ледовская.
Антон давно увлекается информатикой, в своих ответах не сомневается. По словам самого мальчика, если он и допустил ошибки, то несерьезные. Они не повлияют на оценку, уверен школьник.
После экзамена он долго отдыхает. На то, чтобы набрать даже небольшой текст на компьютере, Антону нужно гораздо больше времени. А по правилам, утвержденным Рособрнадзором, записывать ответы со слов экзаменуемого ассистенту запрещено. Мама Антона переживает, сможет ли он выдержать экзамен по русскому языку.
"Когда человек работает только одной рукой, силы у него не безграничны", – говорит Олеся Ледовская.
В семье Ледовских считают, что существующие нормы не учитывают особенности таких учеников, как Антон, у которых ограничены лишь физические, но не интеллектуальные возможности.
Эту правдинскую среднюю школу Антон Ледовский посещал восемь лет, только из-за пандемии коронавируса перешел на домашнее обучение. Он круглый отличник. Несмотря на болезнь, участвовал в олимпиадах. Ему легко даются и технические дисциплины, и гуманитарные.
"Не так давно сочинение писал, его сочинение заняло первое место по области", – рассказала учитель русского языка и литературы средней школы города Правдинска Елена Тишкова.
Просьбы родителей к региональным чиновникам сделать для Антона исключение успеха не принесли. Им объяснили, что не могут пойти на нарушение закона, не предусматривающего запись ответов под диктовку.
"Антон сказал "собака", а как напишет ассистент – "собака" или "сабака"?" – пояснил директор школы Андрей Шендрик.
Как быть с талантливым учеником, у которого слабеют мышцы руки, в школе не знают. Единственное, что может сейчас предложить Антону закон, – сдать так называемый ГВЭ – государственный выпускной экзамен для лиц с ограниченными возможностями.
"Если ребенок выбирает форму ГВЭ, то допускается сдача экзамена в устной форме. То есть все необходимые условия, чтобы экзамен был проведен в максимально комфортных условиях для каждого выпускника, они в принципе есть", – отметил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Игорь Круглинский.
Этот экзамен значительно проще ЕГЭ или ОГЭ, но фактически не позволяет претендовать на место в престижном вузе. Родители ребенка написали в Минпросвещения в надежде, что закон удастся изменить. Сам Антон после 11 класса мечтает поступить в вуз и стать программистом.