Конструктивная встреча с пониманием необходимости преодолеть нездоровую ситуацию – такую оценку глава российского МИД Сергей Лавров дал первому личному общению с главой Госдепартамента США Энтони Блинкеном. Переговоры состоялись в Рейкьявике на полях Арктического совета. Еще до начала беседы Блинкен говорил, что речь пойдет и о вероятной встрече Путина с Байденом, которая, по его словам, возможна уже в ближайшие две недели. Что на это ответил Лавров уже после общения с американским коллегой?
Рейкьявик город, конечно, столичный, но живут здесь всего чуть более 130 тысяч человек. И Арктический форум, на который собрались делегации из восьми стран, мероприятие, которое и в обычные-то времена способно вызвать довольно много организационных вопросов. А в пандемию – тем более...
Представителям различных международных организаций, которые в Арктическом совете числятся наблюдателями, сразу объявили: за переговорами лучше наблюдать по видеосвязи. А журналистов разделили на две группы – местных и приезжих. Репортеров, которые добирались до Исландии самостоятельно, обязали пять дней отсидеть на карантине и затем сдать тест на ковид. Тем, кто прилетел в составе делегаций, исследование нужно было пройти за трое суток до мероприятия и сразу по прилету.
В 1986 году в Рейкьявике лидеры Советского Союза и США договорились запустить диалог по ключевым вопросам. В 2021 году, накануне первой личной встречи российского министра иностранных дел с новым госсекретарем США, отношения Москвы и Вашингтона не многим лучше. Еще свежа память о том самом "угу" Джо Байдена в ответ на провокационный вопрос о Владимире Путине. Когда отозванные послы вернутся на место службы? Об этом можно только гадать. И на фоне почти отсутствующих контактов Сергею Лаврову и Энтони Блинкену нужно было обсудить детали саммита Россия-США, который может состояться в ближайшие недели.
Российская и американская делегации остановились по соседству. Отели, в которых живут Сергей Лавров и Энтони Блинкен – буквально через дорогу. Здесь же живут и российские журналисты. И на полпути между гостиницами – американское посольство.
Сергей Лавров возглавляет российскую дипломатию с 2004 года, и на его веку это уже седьмой госсекретарь США. Стороны заранее договорились, что на встречу попадут две большие группы репортеров – по 11 человек с каждой стороны, плюс личный оператор и фотограф. Но желающих все равно оказалось больше, чем позволил протокол. Корреспондентам телеканалов пришлось снимать себя на телефон.
"Я думаю, всем понятно, что ситуация, когда рутинная встреча на полях заседания Арктического совета между представителями России и США становится сенсацией и собирает такое количество народу", – заметил Сергей Лавров.
"Готовы разгрести завалы, оставшиеся от предыдущих администраций" – это про захваченную российскую дипломатическую собственность в США. Признавая множество разногласий, Энтони Блинкен заметил: если лидеры двух держав смогут работать вместе, мир будет безопасным. А недавние антироссийские шаги, добавил госсекретарь, были сделаны не для эскалации напряженности, а для защиты американских интересов.
Встреча продлилась больше полутора часов – дольше, чем планировалось. По поводу ранее упомянутых "завалов" почувствовалось, что у Блинкена и его команды есть нацеленность, чтобы с ними разобраться, заметил российский министр.
"Договорились продолжать наши совместные действия, которые достаточно успешно развиваются по региональным конфликтам, где интересы России и Соединенных Штатов совпадают. Это и ядерная проблема Корейского полуострова, и ситуация с усилиями по восстановлению Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, это Афганистан, где активно работает расширенная "тройка" в составе России, Китая, Соединенных Штатов и Пакистана. И говорили о том, как мы на данном этапе можем совместные действия сделать более эффективными. В принципе я считаю, что это был очень полезный разговор", – подвел итоги встречи глава российского внешнеполитического ведомства.
По итогам встречи Сергей Лавров и Энтони Блинкен подготовят предложения президентам по стратегической стабильности и работе диппредставительств. Удалось ли согласовать дату и место проведения саммита Россия-США, министр иностранных дел не рассказал, только пошутил, что дипломаты – не таможня, чтобы "давать добро".