Споры о правомерности применения табельного оружия полицейскими идут уже давно. С одной стороны, стрелять при малейшей угрозе или агрессивном сопротивлении правоохранителям разрешает закон. Но с другой – в каждом подобном случае должны внимательно разбираться следователи. Так, в Новосибирске попытка остановить автомобиль с тонировкой закончилась конфликтом – молодые люди попытались оказать сопротивление инспекторам. Один участник погиб при задержании. Двух других арестовал суд.
Задержанный по делу о нападении на инспектора ДПС Ильким Исмаилов под конвоем заходит в зал Центрального суда Новосибирска. На ходу кивает пришедшим родственникам. Перед избранием меры пресечения успевает обменяться репликами с адвокатом. Этот молодой человек предположительно находился в салоне тонированного автомобиля и оказывал сопротивление полицейским.
28 мая Ильким снимал происходящее на видео и эмоционально комментировал действия сотрудников.
- Ты шмальнул в него! Ты в него шмальнул, дура! Ты его потушил!
Первые секунды после выстрела из табельного оружия инспектора. Полицейский аккуратно придерживает раненного им молодого человека, чтобы тот не упал на асфальт. Но никакая аккуратность уже не спасает. Спустя сутки 19-летний Векил Абдуллаев скончался в реанимации.
Запись внимательно смотрит ветеран МУРа, руководитель Ассоциации профсоюзов правоохранительных органов России Алексей Лобарев. Говорит, судя по кадрам, сотрудник точно не хотел убивать задержанного.
- Он не ожидал, видите! Он сам испугался даже!! Видите.
- Ну, да, на секунду какое-то смятение.
Новосибирские следователи изначально задержали 38-летнего инспектора ДПС Александра Гусева и отправили в СИЗО. Но после того как на ситуацию обратил внимание председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, полицейского, который во время задержания действовал по инструкции, отпустили.
"Также назначены служебные проверки в отношении должностных лиц Следственного управления по Новосибирской области, которые принимали процессуальные решения по делу. Указанное уголовное дело по поручению председателя Следственного комитета передано в Центральный аппарат. Помимо этого, в Главном следственном управлении возбуждено ещё одно уголовное дело о применении насилия и оскорблений представителя власти", – пояснила руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации СК России Светлана Петренко.
Инспектор Гусев вместе с напарником попытался остановить автомобиль со слишком тёмными стёклами. Законное требование полиции водитель проигнорировал и лишь увеличил скорость. Инспекторы вынуждены были начать погоню. Судя по записи, предполагаемый нарушитель активно сопротивляется и не хочет садиться в патрульную машину для составления протокола. А его пассажир зачем-то толкает в спину инспектора, словно провоцируя.
- Ты проходи.
- Я сяду!
- Давай, садись, говорю, в машину.
"Эти все попытки показывают, когда отбивают своих подельщиков. Это нарушение закона. Поэтому расценивается как нападение на сотрудников полиции. И после того, как было приведено оружие в боевую готовность, это обязывает граждан остановиться и теперь другие любые действия, которые направлены против сотрудника полиции, расцениваются как попытка захватить оружие", – рассказал руководитель Ассоциации профсоюзов правоохранительных органов Российской Федерации Алексей Лобарев.
Согласно "Закону о полиции" сотрудник может применять оружие в нескольких случаях, в том числе для защиты другого лица либо себя от посягательств; для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, для производства предупредительного выстрела. В США и странах Европы закон в этом случае ещё более суров: при малейшей попытке приблизиться к сотрудникам в момент задержания полицейские и вовсе открывают целенаправленный огонь на поражение.
"Наверное, полицейский достал пистолет в тот момент, когда он посчитал, что действия этих молодых людей представляют собой угрозу для общественной безопасности. Наверное, он хотел предотвратить. Совершенно очевидно, что он не хотел убивать этого молодого человека. Здесь самое главное и очевидное, что не было умышленных действий, направленных на желание лишения жизни этого молодого человека. Всё произошло случайно", – считает почётный адвокат России Людмила Айвар.
Момент погони за автомобилем с тёмными стёклами. Запись с уличной камеры видеонаблюдения. Белая иномарка резко останавливается рядом с заправкой. Оттуда выбегают трое молодых людей и пытаются скрыться. В этот момент появляются преследователи. Патрульная машина входит в управляемый занос, эффектно поднимает в воздух клубы пыли и замирает на месте. Инспекторы теперь соревнуются с беглецами в забеге и догоняют. При задержании те оказывают им сопротивление.
Выйти из сумрака, чтобы не иметь проблем с законом. Слишком тёмные стёкла на передней части автомобиля – наиболее частое нарушение правил дорожного движения. Чрезмерная тонировка – повод для остановки водителя, досмотра и даже доставки в отделение полиции, если он сопротивляется.
Штраф за нарушение правил тонировки – всего 4 тысячи рублей. Ягуб Абдуллаев – отец погибшего Векила. Говорит, его сын был в качестве пассажира. Понимает, если бы водитель сразу остановился, то конфликта, возможно, удалось бы избежать. Всё закончилось бы штрафом. Закон есть закон.
"В городе везде есть, смотрите, машины тонируют, ездят. Ну, это ихнее, вот молодые парни. За это положено штраф. Штрафуют. Пускай так будет. Закон как есть, так пускай будет. Накажет", – сказал Ягуб Абдуллаев.
Коллеги инспектора Гусева, выражая слова поддержки в адрес родственников погибшего, всячески поддерживают семью лейтенанта. Гусев почти 20 лет в дорожно-патрульной службе региона. Опытный сотрудник. На него ни разу не было жалоб. На службе имеет только положительные характеристики. Не раз задерживал и опасных преступников, и приходил на помощь водителям в своё свободное время.
"Была суровая зима. Гражданин сломался на проезжей части трассы федеральной. Никто из гражданского населения помощь отказался ему предоставить. Ночь была. Гусев остановился. Оказал ему содействие. Довёз до обогревочного пункта. Также оказал помощь ему в исправности транспортного средства – он колесо пробил, довёз до шиномонтажки гражданина вместе с пробитым колесом", – рассказал временно исполняющий обязанности начальника ОГИБДД отдела МВД России по Мошковскому району Новосибирской области Иван Шевелёв.
По словам ветеранов новосибирской полиции, у оперативников всегда есть чёткие инструкции – если нарушители на автомобиле с тонированными стёклами не останавливаются и пытаются скрыться, значит, им есть что скрывать.
"Почему водитель не останавливается? Значит, за ним есть какие-то неправомерные действия, либо водитель в нетрезвом состоянии, либо отсутствие документов на транспортное средство, что боятся потом, повлечет какие-то административные правонарушения", – рассказал подполковник полиции в отставке Олег Тихов.
На то, чтобы оперативно среагировать, у сотрудников крайне мало времени. Особенно, когда не установлены личности граждан, и они пытаются проявлять агрессию.
"Схожие ситуации в Западной Европе, в США. Мы везде видим один и тот же принцип. Люди, которые считают, что могут позволять себе нарушать закон, они будут дальше нарушать закон ровно потому, что они будут считать, что им никогда за это ничего не будет", – уверен полковник ФСБ в запасе Александр Беляев.
Скрыться от новосибирских полицейских водитель и двое его приятелей пытались не просто так. Как стало известно после инцидента, у всех ранее были штрафы и нарушения. К примеру, Векил Абдуллаев, по некоторым данным, за прошлый год 16 раз превышал скорость, 4 раза попадался без прав и регулярно с тонированными стёклами. Аналогичная ситуация у его товарищей. Почему молодые люди так пренебрежительно относились к сотрудникам, недоумевают и депутаты Госдумы.
"Суд пусть даёт оценку, но с человеческой точки зрения хочу сказать, что, конечно, это ни в какие ворота не лезет такое поведение людей, которых пытались задержать сотрудники Госавтоинспекции. Ну, если вас что-то не устраивает, обжалуйте действия инспектора в установленном законом порядке. А кто Вам разрешает кидаться на них с кулаками, устраивать драку, ну, и по большому счёту, с моей точки зрения, спровоцировать просто на вот то, что произошло. Вся конструкция этой вопиющей совершенно ситуации создана не полицейскими, а вот теми людьми, которых они пытались задержать", – убежден депутат Государственной Думы РФ Михаил Старшинов.
Новосибирская область – непростой регион Сибири во многом из-за своего приграничного расположения.
Осенью 2019 года о проблемах новосибирцев узнала вся страна. Тогда на Центральном рынке налётчики с автоматами открыли по торговцам шквальный огонь.
Пострадали 6 человек. Все – простые водители. В приватной беседе они рассказали, что незадолго до этого со стороны местной этнической группировки начались поборы – бандиты из ОПГ "Тамерлан" обложили предпринимателей данью. Ранее сотрудники полиции под руководством прежнего руководителя Главного управления МВД по Новосибирской области Юрия Стерликова в подобные конфликты старались не вмешиваться.
- Вот этот товарищ отпускает преступника. Как не орать?! Нас должны они убивать что ли?
Ситуация кардинально изменилась с приходом нового руководства регионального главка. В июле прошлого года его возглавил Андрей Кульков. В области началась работа по декриминализации региона. Она продолжается до сих пор. Потому сотрудники просто обязаны реагировать на все нарушения на дорогах. Автомобили с чересчур тёмными стёклами в центре особого внимания. К подобным проверкам большинство водителей относятся спокойно. И уж тем более не пытаются оказать сопротивление при составлении обычного протокола. В случае с инспектором Гусевым, по словам адвокатов и общественников, очевидно, что он действовал исходя из всех обстоятельств.
"Подлежит ли уголовной ответственности полицейский, отбросив эмоции, очевидно, да. И очевидно, что он не хотел убивать. Меня возмущает другое. Я понимаю, что для всех нас наши родные, близкие, особенно, когда они погибают, вызывают бурю эмоций, но недопустимо мстить или пытаться давить на родственников того, кого ты считаешь виновным в смерти своего близкого", – заявил член Совета при Президенте РФ по правам человека Шота Горгадзе.
Сразу после конфликта в Следственном управлении по Новосибирской области возбудили уголовное дело в отношении полицейского по двум статьям: "Причинение смерти по неосторожности" и "Превышение должностных полномочий".
"Понятно, что убийство – это страшное, это чудовищное преступление. Безусловно, конечно, оценка должна быть дана. Никто не говорит, что полицейский должен уйти от ответственности. Нет. Но давайте будем объективными! Давайте мы дадим оценку всем участникам этой ситуации, тем действиям, которые совершали лица по отношению к сотрудникам полиции, когда они их держали, когда они их там, я не знаю, говорили в их адрес какие-то слова, когда они им активно сопротивлялись", – считает председатель Общественного совета при МВД РФ. Заслуженный юрист Российской Федерации Анатолий Кучерена.
Теперь служебные проверки назначены и в отношении должностных лиц регионального Следственного управления. Главный вопрос – почему дело о применения насилия и оскорблении полицейских местные следователи не возбудили сразу? Новосибирские журналисты уже предположили, что, похоже, кресло под руководителем регионального следственного управления Андреем Лелеко зашаталось. Ведь к нему и ранее были вопросы. Так в марте этого года СМИ сообщали, что в адрес генерал-майора идёт серьёзная критика. Свыше ста уголовных дел в регионе было возвращено на доработку – это один из худших показателей среди региональных управлений СКР.
В профсоюзе полиции новость о том, что ситуацией в Новосибирске заинтересовался Центральный аппарат, восприняли позитивно. Говорят, появилась надежда на объективное расследование, которое точно установит, почему сотруднику при задержании всё же пришлось доставать табельное оружие, и почему прозвучал выстрел.
"Следствие разберётся. Это могло быть сделано самим нарушителем: рукой, головой ударить по спусковому крючку, где палец находился в боевой готовности", – рассказал руководитель Ассоциации профсоюзов правоохранительных органов Российской Федерации Алексей Лобарев.
Окончания следствия инспектор Гусев будет дожидаться на свободе. Ведь скрываться от следствия он не собирался изначально. А, значит, никаких оснований для помещения его в изолятор, не было.
Задержанный после вмешательства Центрального аппарата участник конфликта Исмаилов арестован на два месяца. Мера пресечения избрана и в отношении предполагаемого водителя Руслана Курбанова. Он, по версии следствия, также оказывал сопротивление дпсникам и хотел скрыться. До 4 августа задержанные останутся в изоляторе.