Опасным отклонением от санкционной политики Брюсселя назвали в Киеве опубликованное The Financial Times предложение Меркель и Макрона пригласить на саммит Евросоюза Россию. 24 июня канцлер ФРГ, перед бундестагом и сотней телекамер, сказала прямо: ЕС должен взять на себя инициативу по возобновлению диалога и нормализации отношений с Москвой. После этих слов покидающую свой пост "железную фрау" проводили аплодисментами, а ее австрийский коллега Курц призвал Европу прислушаться "к старшим".
В полном соответствии с внутренней иерархией Запада вслед за Байденом идея встретиться с российским президентом всем Евросоюзом посетила канцлера Германии. На саммит ЕС (последний в ее долгой карьере канцлера) Меркель приехала с целью убедить коллег в необходимости такой встречи.
"Мы, возможно, можем создать форматы для диалога, потому что конфликты можно решать лучше всего, как это было видно с американским президентом, если вести разговор друг с другом", – заявила федеральный канцлер Германии.
Накануне британская The Financial Times сообщила, что свою инициативу Меркель уже согласовала с Макроном во время традиционных консультаций перед саммитом ЕС. И, как стало ясно сегодня, канцлер Германии также может расcчитывать на поддержку Австрии.
"Я очень рад, что есть наконец движение в отношении диалога с Россией. Я думаю, что это укрепит ЕС, если ЕС как единое целое будет иметь формат диалога с Россией", – поддержал немецкую коллегу федеральный канцлер Австрии Себастьян Курц.
Саммит в Женеве, пишет The Financial Times, стал "шаблоном для возрождения отношений с Россией". Слово "возрождение" адекватно описывает состояние дел между Брюсселем и Москвой – они мертвы. Проблема в том, что часть членов ЕС, особенно на восточном фланге, хочет, чтобы они таковыми и оставались.
"Нельзя выбирать отдельные темы, которые подходят кому-то, которые более важны для одного из государств-членов, и забыть о фундаментальных проблемах, о фундаментальных вопросах, связанных с политикой Российской Федерации по отношению к своим соседям", – указал премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
"Если мы не увидим позитивных изменений в поведении России и начнем диалог, мы отправим сомнительный и плохой сигнал нашим партнерам, например, странам Восточного партнерства", – поддержал позицию главы польского правительства президент Литвы Гитанас Науседа.
Речь об Украине. Чтобы она не чувствовала себя совсем уж брошенной, ее пригласили на нынешний саммит. Однако радость по этому поводу в Киеве была недолгой: инициатива Меркель вызвала очередной приступ паники, едва ли меньший, чем прошедшая встреча Путина с Байденом. Министру иностранных дел Кулебе кажется, что Евросоюз вот-вот отойдет от своей санкционной политики в отношении России. И отойдет. Быстрее, чем хочется Кулебе. Но не сейчас.
"Мы должны создать механизмы, позволяющие реагировать на провокации, общим и единым образом. Только так мы научимся противостоять гибридным атакам России", – отметила в своем выступлении Ангела Меркель.
"Мы должны говорить с РФ и о тех вопросах, по которым согласия нет. Это единственная возможность их урегулировать. Но это не означает, что мы забываем о разногласиях и проявляем слабость", – дипломатично высказался президент Франции Эммануэль Макрон.
Но в то же время и силу в отношении России нужно проявлять осторожно, хотя бы потому, что у идеи встретиться есть одна слабая сторона: приглашение может быть не принято, если у встречи не будет какой-то позитивной повестки.
У инициативы Меркель есть и внутриполитическое измерение: вывести отношения с Россией из тупика важно для нее, а еще важнее для партии – у немецкого избирателя есть такой запрос, и это стало бы очень сильным ходом в рамках избирательной кампании.