Китай широко отметил 100-летие правящей в стране Коммунистической партии. Это самая многочисленная партия в мире – объединяет 95 миллионов человек, а свершения ее воистину грандиозны: например, 770 миллионов человек выведены из нищеты. Таким результатом похвастать в мире не может пока никто.
Китай вышел в мировые лидеры по новым технологиям. И если раньше страна покупала патенты, то сейчас сама их активно продает.
В стране проведена самая масштабная в мире пенсионная реформа, и теперь сотни миллионов людей стали получать пенсии, чего раньше не было.
Китай объявил о построении общества средней зажиточности, о котором говорил еще Дэн Сяопин, а до него Конфуций. В итоге средний класс в Китае – 450 миллион человек, что, например, больше всего населения США.
Для Цю Дуи вековой юбилей Компартии и ее личный. Ей весь самой в этом году исполнилось ровно сто. Высшую партийную награду – орден "Первого июля" – во всем Китае его удостоены всего 29 человек – получить из рук Си Цзиньпина не позволило здоровье. Награду передают друзья – такие же воспитанники ивановского интердома, которые учились в Советском Союзе, пока их родители строили коммунизм на родине.
Она уже плохо говорит и слышит, но знаменитые слова Мао, что тот произнес на площади Тяньаньмэнь в 1949-м, и сегодня хорошо помнит. Это ведь она – тогда начинающий корреспондент радио – первой сообщила миру эту новость на русском. И гимн коммунистов планеты сегодня исполняет с тем же трепетом.
Под звуки "Интернационала" самая большая в мире площадь утопает в красных флагах. Над Тяньаньмэнь проносится пилотажная группа, вырисовывая в небе впечатляющие цифры и расчерчивая его яркими штрихами. А уже внизу – ровно сто орудийных залпов. И торжественный вынос флага.
Почетный караул фантастическим монолитом рассекает площадь. А она как единое целое клянется в верности партийным идеалам. Без них – говорят здесь – не было бы этого невероятного скачка от тотальной нищеты к статусу второй экономики мира.
"Мы достигли первой цели столетия и построили в Китае общество средней зажиточности, решив историческую задачу искоренения бедности. Следующая цель – превращение Китая в великое и современное социалистическое государство", – заявил Си Цзиньпин генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР.
На председателе Си – полувоенный френч. Дань уважения Мао. Рядом – бывшие генсеки. И пионеры. Им поставленные цели достигать. "Наша партия будет и сто лет, и двести, и сколько угодно, потому что она не просто создала новый Китай, а заставила весь мир нас уважать", – говорят китайцы.
У памятника отцам-основателям одна группа партийцев сменяет другую. Под деревом на раскладных стульях к коллективному фото готовится следующая.
Это Яньань, который называют "колыбелью красного Китая". Здесь находилась первая военная и идеологическая база китайских коммунистов. Но примечательны эти места не только поэтому. Рядом – деревушка Лянцзяхэ.
Это сейчас Лянцзяхэ – место туристического паломничества. А более чем 50 лет назад – совершенно нищая деревня, где начиналась трудовая, а потом и политическая биография нынешнего китайского лидера, куда он был сослан – как тогда говорили – на перевоспитание. Как объявил тогда Мао, образованная пекинская молодежь, в числе которой оказался и 15-летний Си, должна перевоспитываться у беднейших крестьян.
Теперь в Лянцзяхэ с гордостью показывают снимки его молодого и рассказывают об инженерных способностях – научил деревенских получать из выгребной ямы бытовой газ – а еще про скромность и непритязательность.
Выдолбленные в горах пещеры когда-то служили здесь жильем. Абсолютно спартанские условия: печь, керосиновая лампа и топчан на шестерых. Сегодняшний Китай, конечно, уже совсем другой. И окрашенные в партийную символику небоскребы – новая витрина современного социализма. С тысячами дронов в небе. И даже своей партячейкой в космосе.
А то, что будущий лидер изнутри узнал жизнь простого народа, говорят, во многом и помогло ко всему этому прийти. И начинающих коммунистов в Китае теперь отправляют по этому же пути.
"Все члены партии должны общаться с простыми людьми, знать их проблемы и потребности. Когда они видят, как люди зарабатывают на жизнь, они сами стремятся эту жизнь изменить", – отметил Гун Баосюн, секретарь парткома КПК в деревне Лянцзяхэ.
От изначального коммунизма в Китае, конечно, мало что осталось. В этом и есть его "китайская специфика" – с упором на капитализм и рынок, Пусть и облаченные в такие формы.
С началом политики реформ Китай не стеснялся заимствовать лучшие мировые технологии. И делает это до сих пор. А сильная армия и противодействие сепаратизму – все это тоже часть программы строительства китайской мечты, национального возрождения.
"Мы никогда не запугивали, не угнетали и не порабощали других ни в прошлом, ни в настоящем. Не будем и в будущем. В то же время китайский народ не позволит никаким внешним силам запугивать, угнетать или порабощать нас. А кто попытается это, разобьет голову о великую стальную стену, возведенную из своей плоти почти полутора миллиардами китайцев", – заявил Си Цзиньпин.
Размах торжеств впечатляет. И, кажется, Китай снова превзошел сам себя. Вот и грандиозное шоу на главной олимпийской арене – про Великий поход длиною в сто лет. Здесь и высокие технологии, и освоение космоса, и победа над пандемией. Все достижения страны, за которые здесь принято благодарить именно партию.