Химия 1 год назад

Самую большую в Евразии таблицу Менделеева открыли в Дубне

Таблица Менделеева площадью 284 квадратных метра на стене бассейна "Архимед" Объединенного института ядерных исследований доступна для обзора пассажиру любого судна, проплывающего мимо Дубны по Волге.

Фото Наталия Теряева.

Три клеточки в огромной дубненской таблице химических элементов оставили пустыми в ожидании трех новых кандидатов с номерами 119, 120, 121.

Фото Наталия Теряева.

Гигантскую таблицу химических элементов Менделеева разместили на фасаде бассейна в Дубне, на набережной Волги. Она будет самым крупным на материке Евразия путеводителем по тайнам природы для туристов.

Гигантскую таблицу химических элементов Менделеева разместили на фасаде бассейна в Дубне, на набережной Волги. Она будет самым крупным на материке Евразия путеводителем по тайнам Природы для туристов.

Самой большой стационарной таблицей Менделеева с 2017 года считалась таблица площадью 150 м2, размещенная на стенах испанского университета в Мурсии. В 2019 году рекорд Испании обогнала Австралия. Там на фасаде нового здания Университета Эдит Коуэн (Edith Cowan University) открыли таблицу Менделеева площадью 660 м2.

"Что может быть лучшей презентацией истории и будущего науки, чем периодическая таблица?", – сказал тогда о событии вице-канцлер этого университета, химик Стив Чэпмен (Steve Chapman).

23 июля на второе место в мире и на первое в Евразии вышла таблица Менделеева, которую соорудили в Дубне. Ее составили из 121 клеточки общей площадью 284 м2 и разместили на фасаде бассейна "Архимед" Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ). Бассейн стоит на набережной Волги, поэтому с любого судна можно в подробностях разглядеть содержание таблицы химических элементов, десять из которых были созданы в Дубне, учеными ОИЯИ.

Торжественное открытие таблицы Менделеева в Дубне приветствовали в онлайн-формате министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, президенты Международного союза чистой и прикладной химии (IUPAC) Кристофер Бретт (Christopher Brett) и Международного союза чистой и прикладной физики (IUPAP) Мишель Спиро (Michel Spiro), губернатор Московской области Андрей Воробьев.

Сейчас в таблице Менделеева содержится 118 химических элементов. Еще три клеточки в огромной дубненской таблице химических элементов оставили пустыми в ожидании трех новых кандидатов с номерами 119, 120, 121. Их синтез скоро начнется на новой Фабрике сверхтяжелых ионов в ОИЯИ.

"Что нас ждет? Предсказания теоретиков мира разнообразны и порою экстравагантны, – сказал об этом на церемонии открытия "отец" элемента №118, живая легенда науки, академик Юрий Оганесян. – Но мне кажется, что матушка-таблица и на этот раз преподнесет нам сюрпризы, которые трудно предсказать. Таблица не стареет. Спустя полтора столетия она, как Джоконда Леонардо, своей загадочной улыбкой влечет исследователей в волшебный мир науки, оставаясь полной тайн и открытий…"

Все дело в том, что таблица Менделеева – не застывший памятник науке. Она – живая картина многовековой истории познания законов Природы. А познание не имеет конца.

Ранее мы рассказывали, что тайну таблицы Менделеева открыла странная звезда Млечного Пути, и что таблицу Менделеева хотят расширить до 173 элементов. А еще мы писали о том, что композитор Олег Трояновский перевел таблицу Менделеева на язык музыки.