Динозавры и птицы 2 года назад

В Австралии продемонстрировали огромного "дракона" с пастью-копьем

Так художник представляет себе ужасного Thapunngaka shawi.

Иллюстрация UQ Media.

Реконструкция черепа Thapunngaka shawi.

Иллюстрация Tim Richards.

Гипотетические очертания трех видов австралийских птерозавров в сравнении с ростом человека.

Иллюстрация Tim Richards.

Так художник представляет себе ужасного Thapunngaka shawi.
Реконструкция черепа Thapunngaka shawi.
Самый крупный летающий ящер, найденный на территории Австралии, ужасает своими размерами и мощью.

Ученые описали и восстановили внешность зубастого птерозавра с семиметровым размахом крыльев, который парил в небе над северо-востоком Австралии около 110 миллионов лет назад.

Этот самый крупный вид птерозавров из когда-либо обнаруженных на Зеленом континенте стал для ученых чрезвычайно важной находкой. Он помогает разобраться в родственных связях целой коллекции птерозавров Австралии.

Палеобиолог Тим Ричардс (Tim Richards) из лаборатории динозавров Университета Квинсленда вместе с руководимой им группой ученых исследовал и описал нижнюю челюсть ископаемого птерозавра, обнаруженную недалеко от Ричмонда в Северо-Западном Квинсленде. Статья об этом была опубликована в издании Journal of Vertebrate Paleontology.

"Он больше всего похож на настоящего дракона, – говорит Ричардс. – Новый птерозавр, которого мы назвали Thapunngaka shawi, был устрашающим зверем с копьеобразной пастью и размахом крыльев около семи метров. По сути, это был просто череп с длинной шеей, прикрепленный к паре длинных крыльев".

Информация о внешности птерозавра содержится уже в его названии. Слово Thapunngaka составлено из двух слов языка австралийских аборигенов Ванамара, которые жили на территории нынешнего Квинсленда. Thapun означает "копье", ngaka – "пасть". Shawi – фамилия первооткрывателя окаменелостей Лена Шоу. Так что название птерозавра можно перевести как "Копьеобразная пасть Шоу".

Страшное существо было довольно энергичным, считает Ричардс. Птерозавр-гигант мог съесть какого-нибудь маленького динозаврика так молниеносно, что тот даже тень летающего монстра не успел бы заметить.

Один только череп птерозавра был больше метра в длину и обладал 40 зубами, что идеально подходило для ловли рыбы в существовавшем тогда море Эроманга. Сейчас это большой мезозойский осадочный бассейн на территории центральной и северной Австралии.

Среди окаменелых морских ракушек и остатков древних рыб и нашел череп ископаемого существа местный искатель окаменелостей Лен Шоу в июне 2011 года в карьере к северо-западу от Ричмонда. Из карьера брали породу для строительства дороги.

"Хотя птерозавр умеет летать, он совершенно не похож ни на птицу, ни даже на летучую мышь, – объясняет Ричардс. – Птерозавры были успешной и разнообразной группой рептилий – самыми первыми позвоночными животными, которые пытались летать.

Новый вид принадлежал к птерозаврам рода анхангвера, которые населяли все континенты во второй половине эпохи динозавров.

Прекрасно приспособленные к полету на мышечной силе птерозавры имели тонкостенные и относительно полые кости. Поэтому их окаменелые останки редки и плохо сохранились.

"Удивительно, что окаменелости этих животных вообще существуют, – говорит Ричардс. – По мировым стандартам австралийские птерозавры не ставят рекордов, но открытие Thapunngaka сильно способствует нашему пониманию разнообразия австралийских птерозавров".

Thapunngaka отнесли к третьему виду австралийских в птерозавров рода анхангвера. Причем все три вида происходят из западного Квинсленда.

По словам научного руководителя исследования Стива Солсбери (Steve Salisbury), особенно поражает огромный размер костного гребня нижней челюсти этого нового птерозавра-анхангвера, который, предположительно, имелся и на верхней челюсти. Только верхнюю челюсть пока не нашли.

"Эти гребни, вероятно, сыграли роль в динамике полета этих существ, и мы надеемся, что дальнейшие исследования дадут более точные ответы", – сказал доктор Солсбери.

Окаменелое чудовище Thapunngaka выставлено ​​в музее Kronosaurus Korner в Ричмонде.

Ранее мы писали, как ученые обнаружили уникальный вид археоптериксов, и что генетики выяснили, как эволюционировал кожный покров динозавров. А еще мы рассказывали, что некоторые динозавры по мере взросления "обменивали" свои зубы на клюв.

Больше интересных новостей науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".